9 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Формирование зож детей старшего дошкольного возраста. Педагогический проект «Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Составляющие факторы здорового образа жизни

Проект «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Татьяна Сатдарова
Проект «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Проблема: «Формирование здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. До семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Приобщение к здоровье сберегающему и здоровье укрепляющему осознанному поведению детей с дошкольного возраста является актуальной проблемой дошкольного воспитания, т. к. именно в этом возрасте в силу высокой активности детей формируется поведение, складываются привычки. Возникает потребность в поиске практических путей по формированию у детей дошкольного возраста здорового образа жизни. Необходимость воспитания культуры здоровья подчеркивают исследования отечественных и зарубежных ученых подтверждающие, что здоровье человека лишь на 7 — 8% зависит от успехов здравоохранения и на 50% от образа жизни. Решение задач по воспитанию осознанного отношения к своему здоровью может идти как в непосредственно образовательной деятельности, так и реализоваться в процессе образовательной деятельности в ходе режимных моментов.

Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей — является одной из главных задач. Здоровье — это не только отсутствие болезней, но и состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.

Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни, научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Цель: Создание психолого-педагогических условий для развития и укрепления здоровья детей, повышение осознанности и понимания дошкольниками необходимости заботы и активной деятельности по формированию своего здоровья.

формировать представления о здоровье человека и способах его укрепления; о гигиене здоровья.

формировать положительное отношение к здоровому образу жизни у детей дошкольного возраста, желание у детей заботиться о своем здоровье.

формировать осмысленное отношение к необходимости занятий физкультурой и спортом, важных для нормального роста и функционирования всех органов и систем организма

формировать уравновешенное активное поведение и преобладание бодрого, хорошего настроения, способности быстро адаптироваться к новой обстановке;

формировать представления об основах безопасности жизнедеятельности и развитие способности принимать правильное решение в опасных для жизни ситуациях;

— развитие у дошкольников познавательных и исследовательских интересов, творческих способностей, самостоятельности и активности;

— развитие коммуникативных навыков в ходе совместной деятельности детей и взрослых.

Участники проекта:

-Дети подготовительной речевой группы;

-Инструктор по физическому воспитанию;

Сентябрь 2013- май 2014гг.

Место реализации: Детский сад КВ №27.

Этапы реализации проекта:

I Подготовительный этап:

Задачи этапа: проанализировать имеющиеся в научной литературе подходы к формированию у дошкольников здоровье сберегающего поведения;

1)Определение педагогом темы, целей и задач, содержание проекта, прогнозирование результата.

2)Обсуждение с родителями проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, определение содержания деятельности всех участников проекта.

Задачи этапа: выявить уровень сформированности представлений о здоровом образе жизни у участников проекта и круг их интересов, соблюдение элементарных правил ЗОЖ (дети старшего дошкольного возраста, их родители).

Задачи этапа: разработать систему интеграции образовательной деятельности познавательного характера и занятий физической культурой, способствующих формированию первичных представлений о человеческом организме как важном условии формирования здорового образа жизни»

Этап включает в себя интеграцию образовательных областей: «познание», «социализация», «безопасность», «здоровье», «коммуникация», «физическая культура», «чтение художественной литературы», «художественное творчество», «музыка», которая осуществляется в процессе организации совместной деятельности взрослого с ребенком и самостоятельной деятельности детей.

Работа с детьми:

-Непосредственно образовательная деятельность.

— Интеграция образовательной познавательно-исследовательской деятельности и занятий физической культурой 1 в неделю.

— Дыхательная, пальчиковая, артикуляционная гимнастики (ежедневно в чередовании).

-Сюжетно — ролевые игры.

— народные игры, подвижные игры, спортивные игры и игровые упражнения, игровые задания.

— индивидуальная профилактическая работа.

Ожидаемый результат реализации проекта:

Ценностное, бережное отношение ребенка к своему здоровью, развитость интегративных качеств личности

-Комплексный интегрированный подход в содержании и организации образовательной деятельности.

-Наличие теоретических и практических навыков у педагогов.

-Накопление и систематизация материала по здоровье сбереженью и созданию здоровье сберегающей среды в группе.

-Активное сотрудничество с семьей.

План работы с детьми по физкультурно-оздоровительной работе

на 2013-2014 год.

Форма работы

Беседа «Путешествие в страну Здоровья Выделить компоненты здоровье человека и установить их взаимосвязь. Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Октябрь Игра — эксперимент «Путешествие пирожка» Показать способность желудка растворять и впитывать различные вещества. Систематизировать представления детей о работе пищеварительного тракта, воспитывать интерес к занятиям физической культурой, стремление изучать и заботиться о своем организме.

Ноябрь Беседа «На столе у нас всегда лишь полезная еда» Уточнить представления детей о полезных для организма продуктах питания, формировать представление о витаминах, в каких продуктах питания они содержатся, их назначение в организме.

Декабрь Беседа: «Главный мотор организма»

Уточнить представления детей о роли сердца для организма человека. Систематизировать знания о строении сердца и кровеносной системы, о необходимости ведения здорового образа для поддержания работы сердца.

Досуг «Дорога к доброму здоровью» Формировать у детей представление о здоровье как одной из главных ценностей жизни. Определить и закрепить знания о значении витаминов, о соблюдении навыков гигиены.

Февраль Родительское собрание «Береги здоровье смолоду» Систематизировать знания родителей о правильном питании, о профилактике и лечении заболеваний, о чистоте.

Март Игра – эксперимент «Наши помощники — глаза, уши, зубы» Расширить знания детей о строении, назначении органов чувств. Привести к пониманию о необходимости бережного отношения к органам чувств.

Апрель Развлечение совместно с родителями

«Путешествие в страну Здоровья» Воспитывать привычку к здоровому образу жизни

Май Игра – эксперимент «Мои помощники – мышцы и скелет» Познакомить детей с функцией мышц и скелета. Воспитывать уважение и бережное отношение к себе через познание себя, частей своего тела. Научить правильному порядку выполнения обще развивающих упражнений. Учить ощущать и чувствовать процесс движения любой частью тела.

Презентация предметно-развивающей среды по формированию основ здорового образа жизни в первой младшей группе Ивестно, что дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до 7 лет человек.

Семейный клуб как форма работы ДОУ по формированию навыков здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста Проблема воспитания культуры здоровья у всех участников образовательного процесса в ДОУ является особенно актуальной на современном этапе.

Читать еще:  Работа актера над собой конспект. Константин станиславский - работа актера над собой в творческом процессе переживания

Доклад «Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через создание в группе «Уголков здоровья»

«Формирование основ здорового образа жизни у дошкольников через создание в группе «Уголков здоровья»

Проблема здоровья детей дошкольного возраста в настоящее время приобрела особую актуальность. Количество детей, не имеющих отклонений в состоянии здоровья, снизилось в три раза. Известно, что здоровье – один из важнейших компонентов человеческого благополучия и счастья, одно из неотъемлемых прав человека, одно из условий успешного социального и экономического развития любой страны. В Конвенции по правам ребёнка прописаны его законные права – право на здоровый рост и развитие.

Реформирование системы здравоохранения, свёртывание профилактической работы, низкая грамотность родителей не способствуют сохранению уровня здоровья детей. Среди основных причин сложившейся ситуации заключается в недостаточной осведомленности в вопросах здоровья и здорового образа жизни большей части населения страны, в том числе и детей дошкольного возраста.

Дети в силу своих психофизиологических особенностей часто болеют. Поэтому важно создание необходимых санитарно-гигиенических, психолого-педагогических условий и подбор оздоровительных средств.

«Забота о здоровье — это важнейший труд воспитателя. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»

В. А. Сухомлинский

Первые представления о здоровье и здоровом образе жизни формируются уже в дошкольном возрасте. Этот период является основополагающим в становлении личности человека.

Дошкольное учреждение является первым звеном, обеспечивающим разностороннее развитие ребенка от рождения и до 7 лет. На первое место сейчас выдвигаются задачи охраны жизни и укрепления здоровья детей; использование технологий, сберегающих здоровье; формирование позитивного отношения к здоровому образу жизни.

Если мы научим детей с самого раннего возраста ценить, беречь и укреплять своё здоровье, если мы будем личным примером демонстрировать здоровый образ жизни, то можно надеяться, что будущее поколение будет более здоровым и развитым не только физически, но и личностно, интеллектуально, духовно.

В настоящее время задача сохранения и укрепления здоровья детей, как физического так и психического, приобщения его к здоровому образу жизни и овладению современными здоровье сберегающими технологиями является одной из значимых и приоритетных.

Предметно- пространственная среда, созданная в дошкольной группе, способствует укреплению здоровья и закаливанию организма детей, а также удовлетворяет врождённую потребность детей в движении, которая служит важным условием формирования всех систем и функций организма, одним из способов познания мира, ориентировки в нём, а также средством всестороннего развития дошкольника.

Созданный в группе спортивный центр, включает в себя не только спортивный инвентарь, но и разного рода массажёры, обручи, бубны, скакалки детские, кегли, флажки, рули (игра «Шоферы»), кольцеброс, эспандеры, рукавички для массажа, ленточки, веревочки, погремушки, коврики для профилактики плоскостопия, дидактические игры, картотеки подвижных игр, считалок, книги валеологического содержания, пособия для формирования правильной осанки и профилактики плоскостопия, по правилам ухода за своим телом, культурой и безопасностью приёма пищи, фильмы о здоровом образе жизни, активном отдыхе, но и помогает снять агрессию, напряжение, негативные эмоции. У детей проявляется интерес к своему здоровью. Они самостоятельно и в совместной деятельности с педагогом получают элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья.

Формировать у детей представления о здоровом образе жизни, средствах укрепления здоровья и правилах заботы о нем. Обеспечить высокий уровень реального здоровья воспитаннику детского сада и осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его.

Сформировать навыки здорового образа жизни, потребности заниматься физической культурой и спортом;

Формировать у дошкольника представление об ответственности за собственное здоровье и здоровье окружающих, нетерпимости и умении противостоять действиям и влияниям, представляющим угрозу жизни, здоровью и безопасности личности и обществу в пределах своих возможностей;

Обеспечить дошкольника необходимыми технологиями, позволяющими сохранить и укрепить здоровье;

Обогащать знаниями о здоровом образе жизни через различные виды деятельности;

Воспитать у детей сознания того, что человек — часть природы и общества;

Установить гармонические отношения детей с живой и неживой природой;

Формировать личность ребенка;

Формы работы по приобщению детей к ЗОЖ:

самостоятельная деятельность детей;

физкультминутки, упражнения после дневного сна;

физические упражнения в сочетании с закаливающими процедурами;

прогулки, физкультурные досуги, спортивные праздники, музыкальные праздники;

беседы; чтение художественной литературы;

Ежемесячно проходят занятия по здоровому образу жизни. В ходе таких занятий детям даются представления о строении собственного тела, назначении органов, о том, что полезно и вредно для человеческого организма, а также прививаются элементарные навыки по уходу за собой и оказанию первой помощи. Эти занятия имеют огромное значение в воспитании у ребёнка потребности в здоровом образе жизни. В ходе каждого занятия используются динамические и оздоровительные паузы, пальчиковые игры и упражнения. Кроме того, материалы таких занятий находят отражение во всех режимных моментах, самостоятельной и совместной деятельности детей.

Навыки здорового образа жизни закрепляются в дидактических, подвижных, сюжетно-ролевых играх, в повседневной жизни.

Игры создают положительный эмоциональный подъём, вызывают хорошее самочувствие.

Важным считается использование сюжетных и игровых ситуаций проблемного характера, решение ситуационных задач типа: «Что будет дальше как ты думаешь, если… если есть много сладкого, не чистить зубы, не умываться, не расчесываться и т.п. В сюжетно-ролевых играх: «Поликлиника», «Аптека», «Семья», «Продуктовый магазин», «Пожарные» и т.п. закрепляются навыки здоровьеформирования.

Физкультурные досуги и праздники.

Дни здоровья, досуги и развлечения являются хорошей основой для развития двигательной активности и обучения детей. Они с одной стороны, закрепляют навыки и умения, полученные на занятиях, а с другой – в интересной и увлекательной форме вызывают потребность в познании нового, расширяют кругозор, знания об окружающем мире, учат совместным действиям и переживаниям.

В работе по формированию ЗОЖ у детей использую здоровьесберегающие образовательные технологии:

медико-профилактические технологии, обеспечивающие организация и контроль питания детей, физическое развитие;

физкультурно-оздоровительные технологии — закаливание, дыхательная гимнастика, профилактика плоскостопия, формирование правильной осанки; спортивные праздники;

психолого-педагогические технологии, обеспечивающие комфортность воспитанников;

учебно-воспитательные технологии, которые включают обучение заботе о своем здоровье;

технологии здоровьеобогащения педагогов и просвещение родителей;

технологии сохранения и стимулирования здоровья, в них входят: стретчинг, спортивные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, динамическая гимнастика, гимнастика корригирующая;

технологии обучения здоровому образу жизни, включающие в себя: физкультурные занятия, проблемно-игровые занятия;

коррекционные технологии, которые включают в себя: технологии музыкального воздействия и сказкотерапия;

«Бодрящая гимнастика после дневного сна» — эта форма приобщения детей к здоровому образу жизни и оздоровительного режима. Её цель – поднять настроение и мышечный тонус детей, а также позаботиться о профилактике нарушений осанки и стопы. Такой вид двигательной активности вызывает у детей положительные эмоции и помогает быстрее войти в активное состояние после сна, нормализовать кровообращение, снять вялость и сонливость.

Для улучшения здоровья детей и повышения сопротивляемости детского организма к неблагоприятным воздействиям окружающей среды проводится обширный комплекс закаливающих мероприятий: соблюдение температурного режима в течение дня; правильная организация прогулки и ее длительность; соблюдение сезонной одежды во время прогулок с учетом индивидуального состояния здоровья детей; дыхательная гимнастика после сна; нахождение детей в групповой комнате в облегченной одежде в течение дня; проведение утренней гимнастики на свежем воздухе; обтирание мягкой варежкой; обширное умывание, которое предполагает ополаскивание лица, рук до локтей водой комнатной температуры. Частью обширного умывания является сезонное летнее мытьё ног после прогулок. Закаливающие процедуры являются немаловажной частью в комплексе мероприятий по здоровьесбережению. Для поддержания микроклимата в группе постоянно проводится кратковременное проветривание групповой комнаты перед занятиями, спальной комнаты до наступления «тихого часа» и сквозное проветривание помещений в отсутствие детей.

Читать еще:  Куда девать прошлогодние вербные веточки. Куда девать вербу после вербного воскресения

Каждое утро мы с ребятами начинаем с весёлой гимнастики. Цель утренней разминки – создание эмоционально-благоприятной, дружелюбной, комфортной обстановки в детском коллективе.

Психологические мероприятия, проводимые в работе с детьми.

Технологии музыкального воздействия, способствующие уменьшению напряжённости детей. Музыка повышает эмоциональный тонус, способствует развитию внимания, чувства ритма во вводной части и во время выполнения основных движений. В конце занятия музыкальное сопровождение может стать средством снятия возбуждения и усталости.

Сказкотерапия используется для психо-терапевтической и развивающей работы.

Медицинские здоровьесберегающие технологии в МБДОУ.

технологии профилактики заболеваний;

углубленный медицинский осмотр с участием узких специалистов, приходящих из поликлиники;

реабилитация соматического состояния здоровья;

противоэпидемическая работа и медицинский контроль работы пищеблока в соответствии с действующими санитарно-гигиеническими правилами;

витамино -профилактика (фрукты – зимний период, витаминизация третьих блюд с использованием сухофруктов);

санитарно-гигиеническая деятельность ДОУ;

Принципы организации питания.

Выполнение режима питания;

Гигиена приёма пищи;

Ежедневное соблюдение норм потребления продуктов и калорийности питания;

Эстетика организации питания (сервировка);

Индивидуальный подход к детям во время питания;

Правильность расстановки мебели;

Здоровьеформирующие и здоровьесберегающие технологии в работе с педагогами МБДОУ.

Активное участие педагогов в оздоровительных мероприятиях для детей;

Консультации для педагогов;

Практикум для педагогов ДОУ «Приёмы релаксации, снятия напряжения в течение рабочего дня»;

Обсуждение вопросов здоровьесбережения на педагогических советах и медико-педагогических совещаниях;

Взаимодействие МБДОУ с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей.

Одним из обязательных условий воспитания культуры здоровья ребенка становится культура здоровья семьи. В работе с семьей по формированию потребности в здоровом образе жизни у детей использую, как традиционные, так нетрадиционные формы работы с родителями:

Информационный стенд медицинского работника о медицинской профилактической работе с детьми;

Информационные уголки здоровья;

Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения;

Созданная в детском саду система по здоровьесбережению позволяет качественно решать цель развития физически развитой, социально-активной, творческой личности.

У большинства детей наметилась тенденция сознательного отношения к своему здоровью и использованию доступных средств, для его укрепления, стремления к расширению двигательного опыта.

В результате организованной работы по формирование здорового образа жизни у детей сформировались определенные умения и навыки. Дети стали увереннее, у них повысилась умственная трудоспособность, усидчивость; они стали выдержаннее и внимательнее, улучшилась эмоциональная сфера.

У дошкольников сформированы положительные привычки к здоровому образу жизни, правильная осанка, в движениях присутствует свобода и непринужденность.

Анализ состояния здоровья детей показал, что целенаправленная работа по сохранению и укреплению физического здоровья обеспечила стабильно низкие показатели детской заболеваемости.

У педагогов и родителей сформированы ценностные ориентации, направленные на сохранение здоровья детей.

Формирование зож детей старшего дошкольного возраста. Педагогический проект «Формирование ЗОЖ у детей старшего дошкольного возраста. Составляющие факторы здорового образа жизни

«Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего дошкольного возраста»

Козлова Ирина Евгеньевна МБДОУ «Детский сад №76» Воспитатель Нижегородская область, г. Нижний Новгород

«Я не боюсь еще и еще раз сказать:
забота о здоровье — важнейшая работа воспитателя.
От жизнерадостности, бодрости детей
зависит их духовная жизнь, мировоззрение
умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы»
В. Сухомлинский

ТЕМА: Формирование основ здорового образа жизни у детей старшего до-школьного возраста.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

Задачи и содержание воспитания детей старшего дошкольного возраста многогранны. Особое место среди них занимают проблемы охраны здоровья детей и их физического воспитания, т.к. от эффективности решения этих проблем зависит полноценное развитие ребенка.

Проблема укрепления здоровья и формирования здорового образа жизни детей нашла отражение в многочисленных исследованиях психологов, педа-гогов, политологов, философов, социологов, физиологов, экологов:

— на важность проблемы формирования представлений у детей дошкольного возраста о здоровом образе жизни указывают исследования А.А. Бодалева, А.Л. Венгера, В.В. Давыдова, М.И. Лисиной, А.В. Мудрика, И.П. Подласого, В.А. Сластенина, Е.О. Смирновой и др.

Формирование основ здорового образа жизни у детей — важная педагогическая задача. Однако ее решение затрудняется недостаточной разработанностью системы педагогических воздействий, средств и условий, при которых обеспечивается в должной мере формирование основ здорового образа жизни. А именно: не уделяется достаточного внимания планированию работы педагогов, совместной работе с семьей по формированию основ здорового образа жизни, реализации роли взрослого в данном процессе.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило нас к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей группе детского сада и состояла из трех этапов:

  • Информационно — поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы;
  • Практический этап – создание предметно-развивающей среды, создание и апробация системы здоровьесбережения;
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

Цель: – Формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровосбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

Для реализации поставленной цели мы определили следующие задачи:

  1. Воспитать ценностное отношение детей к здоровью и человеческой жизни.
  2. Воспитать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навы-ков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.
  3. Обогатить представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
  4. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

I Этап: В дошкольном возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы мы убедились в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.

В начале нашей работы мы проанализировали карты здоровья детей, и сделали следующие выводы: в нашей группе отсутствуют дети с первой группой здоровья, и 100% детей со второй гр. здоровья. Дети имели отклонения в физическом развитии: заболевания нервной системы, органов дыхания, опорно – двигательного аппарата. Картина довольна печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

Далее мы провели педагогическую диагностику в рамках образовательной программы МБДОУ по образовательным областям «Физическое развитие», «Социально – коммуникативное развитие» эти области направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности. Использовались диагностические задания: «Разговор по телефону», «Полезная покупка», «Необычное угощение», «Найди витамины». Также нами проводились наблюдение за детьми в режимных моментах и в свободной деятельности.

Наблюдения были направлены: а) на изучение потребностей детей в выполнении гигиенических и закаливающих мероприятий; включали наблюдения за мытьем рук, поведением во время утренней гимнастики, закаливающих мероприятий, прогулки, подготовки к дневному сну, свободной игровой деятельности.

Диагностика показала следующие результаты. Большинство детей затруднялись объяснить смысловое значение понятие «здоровье», значение для здоровья знакомых ему видов деятельности. Имели единичные представления о некоторых способах лечения заболеваний на основе личного опыта; не имели представлений о факторах вреда и пользы для здоровья. У детей были сформированы отрывочные бессистемные представления о здоровье и болезни без учета влияния окружающей среды. Дети не проявляли инициативу и самостоятельность в ситуациях оздоровительных, закаливающих и санитарно-гигиенических мероприятий, не присваивали переданный взрослыми опыт и не переносили его в самостоятельную деятельность.

Читать еще:  Дала парню во время месячных. Тренировки во время месячных: можно ли заниматься спортом

Для исследования социально-педагогических условий формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников в семье, мы использовали анкетирование родителей.

По ответам родителей можно судить о том, что они не всегда четко пони-мают, какие показатели составляют понятие «Здоровый образ жизни», представление о факторах, влияющих на здоровье ребенка, одностороннее. В основном указывали правильное питание и прогулки. Несколько человек указали на экологическую обстановку и качество продуктов питания. Только 10% родителей ответили, что необходимо обеспечить ребенку дома, в семье и в МБДОУ здоровый образ жизни в комплексе.

II Этап: На основании вышесказанного мы разработали и включили в образовательный процесс систему работы с детьми. В системе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД, которые соответствовали программе и возрасту детей.

Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими уп-ражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем все необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья в «Уголках здоровья» был накоплен богатый материал: дидактические игры, пособия по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала хорошему настроению детей.

Организовывали вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением: «Создаем азбуку здоровья», искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумали рецепт «Салата здоровья» который дети совместно с родителями готовили в домашних условиях, рисовали плакат для малышей «Как помочь увидеть хороший сон», «Безопасность на дорогах». Создали «Энциклопедию безопасных ситуаций», книгу полезных советов.

Обсуждали вместе с детьми и организовывали выставки детских или совместно подготовленных с родителями коллекций: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств).

Инновацией в нашей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «Полезные и вредные привычки», «Заботимся о своем здоровье» и т.д.

Также в целях формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни мы использовали парные сюжетные картинки, где на одной из них изображен ребенок, который ведет здоровый образ жизни, а на другой – нет. Мы побуждали детей выразить свое отношение к происходящему, оценить поведение персонажей и отметить, кто из персонажей нравится, кто — не нравится и почему.

Знакомили детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Активизировали творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здо-ровья.

Организовывали встречи детей с людьми, чьи профессии связаны с охраной и укреплением здоровья (врач, медсестра).

Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошко-льников осуществлялись во время прогулок. На групповом участке созданы все условия для двигательной деятельности детей. Каждая прогулка имела определенное содержание. Так, для прогулки мы использовали народные по-движные игры, эстафеты, соревнования.

Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: слушание классической музыки, звуки природы. После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем. Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смехотеропии.

В нашем детском саду постоянно осуществляется медицинский контроль за состоянием здоровья детей, проводятся профилактические мероприятия для его укрепления: прием отвара шиповника (ноябрь, март), аскорбиновой кислоты.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Поэтому мы четко соблюдали режимные моменты, следили за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировали нагрузку, избегали однообразия и монотонности детской деятельности.

Особое внимание в системе ЗОЖ мы уделяли проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

В МБДОУ организован кружок по профилактике плоскостопия и укреплению осанки. В группах мы использовали нетрадиционные методики оздоровления детей: использование ходьбы по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений, самомассаж стоп. Профилактика сколиоза: использование упражнения «Ладошки на стене», упражнения на напряжение и расслабление мышц спины, грудной клетки и живота. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовали пальчиковую гимнастику. Пальчиковая гимнастика является действенным способом повышения сопротивляемости детского организма простудным заболеваниям, а также средством управления своим телом, что предотвращает возможность возникновения детских неврозов. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, укрепления диафрагмы, улучшения лимфо — и кровообращения в легких, улучшения деятельности сердечнососудистой системы использовали в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ре-бенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории, имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и учета группы здоровья детей.

С целью теоретической и практической подготовки родителей к понима-нию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашем учреждении по-добную работу мы проводили в форме организации «семейного клуба», в заседании которого включались элементы тренинга.

Вместе с инструктором по физической культуре мы проводили праздни-ки «Здоровья», «Веселые старты», в которых участвовали дети и их родители. Устраивали конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи».

В родительском уголке размещали консультации, «Как заботиться о своем здоровье», «Витаминная семейка» и т.д., рекомендации.

III Этап: В конце нашей работы мы провели повторную диагностику которая показала, что большинство детей имели четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его; у детей сформировались понятия о вредных привычках; появился настрой на здоровый образ жизни и т.д.

На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в нашей работе позволила закреплять полученные детьми в МБДОУ знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаем необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».

Источники:

http://www.maam.ru/detskijsad/proekt-po-zdorove-sberezheniyu.html
http://xn--j1ahfl.xn--p1ai/library/formirovanie_osnov_zdorovogo_obraza_zhizni_u_doshko_133929.html
http://doshkolnik.ru/zdorove/16010-formirovanie-osnov-zdorovogo-obraza-zhizni-u-deteiy-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector