68 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Художественная культура России XVII в смена духовных. Художественная культура России XVII в.: смена духовных ориентиров

Культура XVII века

В XVII в. начинается складывание всероссийского рынка. С развитием ремесла и торговли, ростом городов связано проникновение в русскую культуру и широкое распространение в ней светских элементов. Этот процесс получил в литературе название «обмирщение» культуры (от слова «мирской» — светский).

Основные тенденции культуры 17 века.

Обмирщению русской культуры противилась церковь, видевшая в нем западное, «латинское» влияние. Московские правители XVII в., стремясь ограничить влияние Запада в лице прибывавших в Москву иностранцев, заставляли их селиться подальше от москвичей — в специально отведенной для них Немецкой слободе (ныне район Бауманской ул.). Однако новые идеи и обычаи проникали в установившийся быт Московской Руси. Стране нужны были знающие, образованные люди, способные заниматься дипломатией, разбираться в новшествах военного дела, техники, мануфактурном производстве и т. д. Расширению политических и культурных связей с странами Западной Европы способствовало воссоединение Украины с Россией.

Просвещение

Во второй половине XVII в. было создано несколько государственных школ. Работала школа по подготовке служащих для центральных учреждений, для Печатного двора, Аптекарского приказа и др. Печатный станок дал возможность издавать массовым тиражом единообразные пособия для обучения грамоте и арифметике. Об интересе русских людей к грамоте свидетельствует распродажа в Москве (1651) в течение одного дня «Букваря» В. Ф. Бурцева, изданного тиражом 2400 экземпляров. Были опубликованы «Грамматика» Мелетия Смотрицкого (1648) и таблица умножения (1682).

В 1687 г. в Москве было основано первое высшее учебное заведение — Славяно-греко-латинская академия, где учили «от грамматики, риторики, пиитики, диалектики, философии … до богословия». Возглавили Академию братья Софроний и Иоанникий Лихуды, ученые-греки, окончившие университет в Падуе (Италия). Здесь готовили священников и чиновников. В этой академии учился и М. В. Ломоносов.

В XVII в., как и раньше, шел процесс накопления знаний. Большие успехи были достигнуты в области медицины, в решении практических задач по математике (многие умели с большой точностью измерять площади, расстояния, сыпучие тела и т. п.), в наблюдении за природой.

Значительный вклад в развитие географических знаний внесли русские землепроходцы. В 1648 г. экспедиция Семена Дежнева (за 80 лет до Витуса Беринга) вышла к проливу между Азией и Северной Америкой. Самая восточная точка нашей страны носит сейчас имя Дежнева. Е. П. Хабаров в 1649 г. составил карту и изучил земли по Амуру, где были основаны русские поселения. Его имя носят город Хабаровск и поселок Ерофей Павлович. В самом конце XVII в. сибирский казак В. В. Атласов обследовал Камчатку и Курильские острова.

Литература

В XVII в. созданы последние официальные летописные сочинения. «Новый летописец» (30-е годы) излагал события от смерти Ивана Грозного до окончания Смутного времени. В нем доказывались права новой династии Романовых на царский престол.

Центральное место в исторической литературе заняли исторические повести, имевшие публицистический характер. Например, группа таких повестей («Временник дьяка Ивана Тимофеева», «Сказание Авраамия Палицына», «Иное сказание» и др.) была откликом на события Смутного времени начала XVII в.

Проникновение светских начал в литературу связано с появлением в XVII в. жанра сатирической повести, где действуют уже вымышленные герои. В «Службе кабаку», «Повести о куре и лисе», «Калязинской челобитной» содержалась пародия на церковную службу, высмеивались обжорство и пьянство монахов, в «Повести о Ерше Ершовиче» — судебная волокита и взяточничество. Новыми жанрами были мемуары («Житие протопопа Аввакума») и любовная лирика (Симеон Полоцкий).

Воссоединение Украины с Россией дало толчок созданию первго русского печатного сочинения по истории. Киевский монах Иннокентий Гизель составил «Синопсис» (обозрение), где в популярной форме содержался рассказ о совместной истории Украины и России которая начиналась с момента образования Киевской Руси. В XVII — первой половине XVIII в. «Синопсис» использовался как учебник русской истории.

Театр

Был создан придворный театр в Москве (1672), просуществовавший лишь четыре года. В нем играли немецкие актеры. Мужские и женские роли исполняли мужчины. В репертуаре театра были пьесы на библейские и легендарно-исторические сюжеты. Придворный театр не оставил сколько-нибудь заметного следа в русской культуре.

В русских городах и селах широкое распространение со времен Киевской Руси получил бродячий театр — театр скоморохов и Петрушки (главный герой народных кукольных представлений). Правительство и церковные власти преследовали скоморошество за веселый и смелый юмор, обличавший пороки властей предержащих.

Архитектура

Архитектурные сооружения XVII в. отличаются большой живописностью. Они асимметричны как в рамках одного здания, так и в ансамбле. Однако в этой кажущейся беспорядочности архитектурных объемов есть и цельность, и единство. Здания XVII в. многоцветны, декоративны. Особенно любили зодчие украшать затейливыми, непохожими друг на друга наличниками окна зданий. Широкое распространение в XVII в. получили многоцветные «солнечные плитки» — изразцы и украшения из резного камня и кирпича. Такое обилие украшений, расположенных на стенах одного здания, называли каменным узорочьем, дивным узорочьем.

Эти особенности хорошо прослеживаются в Теремном дворце царя Алексея Михайловича в Кремле, в дошедших до нас каменных палатах московских, псковских, костромских бояр XVII в., в Новоиерусалимском монастыре, выстроенном под Москвой патриархом Никоном. Близки к ним по стилю знаменитые храмы Ярославля — церковь Ильи Пророка и ансамбли в Коровниках и Толчкове. Как пример наиболее известных в Москве зданий XVII в. можно назвать церковь Николы в Хамовниках (у станции метро «Парк культуры»), церковь Рождества Богородицы в Путинках (недалеко от Пушкинской площади), церковь Троицы в Никитниках (неподалеку от метро «Китай-город»).

Декоративное начало, знаменовавшее собой обмирщение искусства, нашло отражение и при строительстве или перестройке крепостных сооружений. К середине века крепости утратили свое военное значение, и четырехскатные крыши сначала на Спасской, а затем и на других башнях Московского Кремля уступили место великолепным шатрам, подчеркнувшим спокойное величие и торжественную мощь сердца столицы России.

В Ростове Великом в форме кремля была сооружена резиденция опального, но властного митрополита Ионы. Этот кремль не являлся крепостью, а его стены имели чисто декоративный характер. Стены крупных русских монастырей, возведенные после польсколитовско-шведской интервенции (Троице-Сергиева монастыря, Спасо-Ефимиева монастыря в Суздале, Кирилло-Белозерского монастыря под Вологдой, московских монастырей), следуя общей моде, также украшались декоративными деталями.

Развитие древнерусской каменной архитектуры завершилось складыванием стиля, получившего название нарышкинского (по фамилии главных заказчиков) или московского барокко. В этом стиле сооружены надвратные церкви, трапезная и колокольня Новодевичьего монастыря, церковь Покрова в Филях, церкви и дворцы в Сергиевом Посаде, Нижнем Новгороде, Звенигороде и др.

Для московского барокко характерно сочетание красного и белого цветов в убранстве зданий. Четко прослеживаются этажность построек, применение в качестве декоративных украшений колонн, капителей и т. п. Наконец, почти во всех зданиях нарышкинского барокко можно увидеть в карнизах построек декоративные раковины, которые впервые были возведены еще в XVI в. итальянскими мастерами при украшении Архангельского собора Московского Кремля. Появление московского барокко, имевшего общие черты с архитектурой Запада, свидетельствовало о том, что русская архитектура, несмотря на своеобразие, развивалась в рамках общеевропейской культуры.

Читать еще:  Особенности былин: композиция и средства художественной выразительности.

В XVII столетии переживает расцвет деревянное зодчество. «Восьмым чудом света» назвали современники знаменитый дворец Алексея Михайловича в подмосковном селе Коломенское. Этот дворец имел 270 комнат и около 3 тыс. окон и оконцев. Он был построен русскими мастерами Семеном Петровым и Иваном Михайловым и просуществовал до середины XVIII в., когда был разобран при Екатерине II из-за ветхости.

Живопись

Обмирщение искусства с особой силой проявилось в русской живописи. Крупнейшим художником XVII столетия был Симон Ушаков. В его широко известной иконе «Спас Нерукотворный» хорошо заметны новые реалистические черты живописи: объемность в изображении лица, элементы прямой перспективы.

Тенденция к реалистическому изображению человека и обмирщению иконописи, характерная для школы С. Ушакова, тесно связана с распространением в России портретной живописи — парсуны (персоны), изображавшей реальных персонажей, например царя Федора Ивановича, М. В. Скопина-Шуйского и др. Однако техника художников была еще аналогична иконописной, т. е. писали на досках яичными красками. В конце XVII в. появились первые парсуны, написанные маслом на холсте, предвосхитившие расцвет русского портретного искусства в XVIII в.

Выводы по культуре 17 века.

Урок «Культура России XVII в.»
методическая разработка по истории (7 класс)

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока: выявить особенности развития культуры России XVII века.

Задачи урока:

1. Сформировать систему знаний об особенностях развития и основных достижениях русской культуры XVII века в области искусства, науки и образования.

2. Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем.

3. Воспитывать чувство глубокого уважения к культурному прошлому своей страны.

Скачать:

Предварительный просмотр:

Чтобы пользоваться предварительным просмотром создайте себе аккаунт (учетную запись) Google и войдите в него: https://accounts.google.com

Предварительный просмотр:

Урок истории, 7 класс.

Культура России XVII в.

Тип урока: урок формирования новых знаний.

Цель урока: выявить особенности развития культуры России XVII века.

  1. Сформировать систему знаний об особенностях развития и основных достижениях русской культуры XVII века в области искусства, науки и образования.
  2. Развивать творческие способности учащихся, совершенствовать навыки самостоятельной работы, подбора материала на заданную тему; систематизации пройденного материала: составление таблиц, схем.
  3. Воспитывать чувство глубокого уважения к культурному прошлому своей страны.

Оборудование урока: компьютер, мультимедийный проектор, экран; презентация PowerPoint; раздаточный материал; учебники: история России. Конец XVI–XVIII век. 7 класс (под редакцией А.А. Данилова и Л. Г. Косулиной)

Предварительная подготовка к уроку.

Ученики 7 класса получили индивидуальные задания: 1) подготовить сообщения о развитии научных знаний в XVII веке; 2) об основных жанрах русской литературы; 3) о создании русского театра и оформить материал в виде отдельного слайда.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная.

Используемые методы : проблемный, коммуникативный, объяснительно-иллюстративный.

  1. Исторические условия развития отечественной культуры в XVII в.
  2. Развитие образования и науки.
  3. Основные жанры русской литературы.
  4. Русский театр.
  5. Архитектура.
  6. Живопись.

I. Организационный этап. Приветствие учителя, проверка готовности к уроку.

II. Мотивация учебной деятельности учащихся.

Памятники истории безмолвны. Веками хранят они свои тайны от тех, кто не умеет вслушиваться и вглядываться в прошлое, но любознательному и вдумчивому они расскажут многое.

Перед нами произведения европейского искусства, яркие примеры живописи, архитектуры, скульптуры, выполненные в стиле барокко и классицизма.

Что объединяет все эти произведения искусства. Какое настроение создают эти шедевры европейской художественной культуры?

В произведениях искусства отражается вся многогранная жизнь Европы XVII века. Культура – это отражение эпохи.

Как вы знаете, в Западной Европе в XVI-XVII вв. происходят важные изменения, свидетельствующие о переходе на новый этап развития.

К акие события повлияли на становление мировоззрения человека Нового времени? Ведь все это отразилось на развитии европейской культуры XVII в.: (Слайд 2)

  • расширение представлений о мире;
  • повышение роли личности;
  • формирование научной картины мира;
  • ослабление церковного влияния;
  • складывание национальных государств.

XVII век — это век не только грандиозных открытий в науке, но и время стремительного развития культуры. Главными стилями в искусстве XVII в. выступают барокко и классицизм. (Слайды 3-4)

Для барокко характерны динамичность, напряженность, яркость, пышность, эмоциональность. Основными принципами классицизма являются: ясность, упорядоченность, последовательность.

Мы вспомнили особенности европейской культуры Нового времени, а сегодняшний урок будет посвящен культуре России XVII века. (Слайд 5)

Я предлагаю вам иллюстративный ряд из произведений искусства России. Как вы думаете, что общего и чем отличаются эти произведения от европейских?

Цель нашего урока : выявить особенности развития культуры России XVII века. (Слайды 7-8)

II. Изучение нового материала. Усвоение новых знаний.

1. Исторические условия развития отечественной культуры в XVII в.

Какие основные события XVII века вам запомнились лучше всего? Какое отражение они нашли в культуре России XVII в.?

Я предлагаю обратить внимание на символы, которые помогут нам справиться с этим заданием. (Слайд 9)

1. Смутное время, воцарение династии Романовых.

2. Церковный раскол.

3. Социальные движения.

Работа со схемой «Основные тенденции развития культуры России XVII в.» (Слайд 10)

Черты средневековой культуры Новые явления в развитии культуры.

Особенность средневековой культуры – её ориентированность на религиозные ценности. Вековая духовная жизнь находилась под полным влиянием церкви, что отражалось на всех элементах культуры – живописи, литературе, музыке. В то же время происходит зарождение новых явлений в культуре.

В русской культуре XVII века как отмечали современники, «старина и новизна перемешались». Убедимся, так ли это?

2. Развитие образования и науки. (Слайды 11-12)

Давайте с вами подумаем, чем была вызвана потребность в образованных, грамотных людях? (Оживление торгово-промышленной деятельности, рост государственного аппарата и т.д.)

Работа с иллюстрациями. (Слайд 13) Какое образование существовало в средневековой Руси? (школы при монастырях, домашнее образование)

Во второй половине XVII века в России начинает появляться школьная система образования. Государству были нужны грамотные чиновники, образованные служители церкви, военные офицеры, знакомые с артиллерией, навигацией.

Новым было то, что обучать чтению в школах начали по печатным буквам – азбукам, а не по церковным книгам, как раньше. Книги можно было встретить не только в библиотеке царя, в монастырях, но и в домах «всяких чинов людей».

Появились первые учебники — букварь В. Бурцева, который сразу же приобрел большую популярность, и грамматика М. Смотрицкого. К концу века Печатный двор выпускал буквари и другие учебные пособия. Они стоили недорого и быстро раскупались.

Вслед за Европой в России приступили к выпуску газет. Рукописный листок с европейскими новостями назывался «Вести», издавался в одном экземпляре и предназначался для царя Алексея Михайловича. Потом появилась рукописная газета «Куранты». Ее читали придворные и высшие правительственные чиновники.

Наиболее известной является школа, созданная Симеоном Полоцким в 1665 г. Эта школа готовила подьячих для Тайного приказа, которые должны были знать латынь как международный язык и грамматику русского языка.

В 1680 г. была создана школа при Печатном дворе. Здесь можно было выучить греческий и церковнославянский языки.

В 1687 г. в Заиконоспасском монастыре на Никольской улице была создана знаменитая Славяно-греко-латинская академия. Она должна была готовить чиновников в приказы. В Славяно-греко-латинской академии способные ученики, независимо от сословной принадлежности, проходили весь школьный цикл — от азов до высшей тогдашней премудрости — философии, богословия, этики. Из итальянского города Падуи в качестве первых преподавателей сюда пригласили братьев Лихудов.

Читать еще:  Как вывести ржавчину с белой и принтованной одежды: методы с хорошим эффектом и без риска для здоровья. Как вывести пятно от ржавчины с одежды в домашних условиях

У нас есть возможность изучить расписание занятий в этом учебном заведении. Знания по каким предметам могли получить ученики? (Слайд 16)

Предметы средневековой школы (древние языки, богословие, риторика) и светские дисциплины (арифметика, история).

Работа с диаграммой роста грамотности среди населения России в XVII в. (Слайд 17)

Какой слой населения более грамотный? Почему? Чем занимались представители этого социального слоя?

Сообщение ученика о развитии научных знаний. (Слайды 18-19)

Создание сильного самодержавного государства, строительство новой армии, освоение новых земель требовали специалистов. Со второй половины XVII в. Россия все теснее включалась в европейскую политику: входила в антитурецкую лигу, вела переговоры со странами Европы.

Присоединенные земли требовалось описать и освоить, для чего нужны были картографы, геологи, опытные администраторы, строители, переводчики.

Важной причиной сдвигов в области русской культуры стало формирование великорусской нации. В XVII в. началось сплочение населения в великорусскую нацию. Эти процессы нуждались в осмыслении. Ещё большее распространение получили исторические сочинения. Обоснование прав М.Ф. Романова на престол — главная задача «Нового летописца» (1630 г.) и его продолжений. Летописные труды, составленные в Москве, носят официальный характер.

Помимо сочинений, которые продолжают летописную традицию, в 17 в. появляются исторические сочинения нового типа, переходного от летописного жанра к своего рода обобщающему. Труд Сильвестра Медведева «Созерцание краткое лет 7190, 7191 и 7192».

В конце 70-х гг. в Москве опубликовали «Синопсис» Иннокентия Гизеля, украинского учёного, архимандрита Киево-Печерского монастыря. В нём дан обзор, краткий и популярный, русской истории с древнейших времён до той эпохи, когда жил и писал его автор.

Рост образования способствовал развитию научных знаний и техники. Научные знания находились еще на начальной стадии развития. Главным их источником продолжали оставаться книги зарубежных авторов, переведенные на русский язык. Развивалась преимущественно практическая сторона научного знания и почти не затрагивалась его теоретическая основа.

1) Математические знания: в математике научились извлекать корни, решать уравнения с несколькими неизвестными. Математические знания связаны с практикой описания земель, торговым и военным делом. Так, «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» (1621) давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии.

2) В химии: приготовлять краски и чернила, селитру и порох.

3) Знания об окружающей природе и мире: В середине XVII в. в Россию проникают сочинения, знакомившие с системой Коперника. Знания в астрономии использовались для определения дней переходящих церковных праздников. В начале XVII века составляются географические карты. Например, в 1627 г. в Разрядном приказе изготавливается «Книга Большому чертежу». Были созданы карты Сибири, Российского государства.

Работа с текстом учебника, § 10, пункт «Русские первооткрыватели».

Ребята, вы сможете проверить свои знания, ответив на вопросы викторины.

Викторина. (Слайды 20-23)

1. В 1648 г. этот землепроходец совершил экспедицию из Нижнеколымского острога по Северному Ледовитому океану вокруг Чукотки. Путешественник составил чертёж р. Анадырь. Целью экспедиции был сбор дани, поиск ценного моржового клыка и пушнины. За свои открытия он был произведён в казачьи атаманы. (Семен Иванович Дежнев)

2. Этому первооткрывателю удалось первым побывать на Камчатке. Общая длина открытых им северных берегов Охотского моря составила не менее 1500 километров. Его географические открытия нашли отражение на карте П. Годунова, составленной в 1667 г. в Тобольске. (Стадухин Михаил Васильевич)

3. Служил «письменным головой». В 1643 — 1646 гг. по приказу якутского воеводы совершил плавание по р. Лене и ее притокам, затем по р. Амур, вдоль берегов Охотского моря до р. Урал и возвратился в Якутск. Расширив русские владения на Дальнем Востоке, собрал ценные сведения о природе и населении Приамурья. (Поярков Василий Данилович)

4. Первооткрыватель земли Амурской. ( Хабаров Ерофей Павлович ).

Культура России в XVII в.

Русское народное творчество. Литература.

XVII век — начало нового периода русской истории — явился одновременно и новым этапом в развитии русской культуры. Укрепление экономического и политического положения России создавало благоприятные возможности для дальнейшего развития архитектуры, живописи, литературы. Все сильнее во всех сферах жизни стали проявляться светские начала, отход от религиозных канонов, усиление внимания к человеческой личности.

В фольклоре XVII в. отразились основные политические события тех лет. В устном народном творчестве этого периода выделялись три основные темы:

> борьба за независимость, песни и сказания о борьбе с польскими и шведскими интервентами;

> рассказы о восстаниях крестьян и посадских людей, прославление героев крестьянской войны, особенно Степана Разина-

> обличение произвола царского суда и служилых людей.

Преодолевался разрыв между фольклором и письменностью: делаются первые записи произведений устного народного творчества — исторических песен, пословиц, былин, заговоров, преданий. Широкое хождение имели сказки — волшебные, бытовые, героические; былины о богатырях киевской поры; исторические песни о царевне Ксении, о Ермаке, о Степане Разине — народном заступнике.

В центре внимания литературы первой половины XVII в. были события Смутного времени. В сочинениях этого периода делалась попытка осмыслить события начала века, выяснить причины потрясений. К таким произведениям относятся:

«Временник» дьяка Ивана Тимофеева, «Сказание» келаря Троице-Сергиева монастыря Авраамия Палицына, «Иное сказание» князя И. М. Катырева-Ростовского и «Новый летописец. Авторы этих произведений отрицательно относились к народным выступлениям и причину Смуты видели в ослаблении государственной власти и в пресечении династии Рюриковичей.

Во второй половине XVII в. защита самодержавия, обоснование принципов абсолютизма ярко проявились в трактате Юрия Крижанича «Политика» и сочинениях Симеона Полоцкого.

Выдающимся произведением литературы этого периода было «Житие протопопа Аввакума, им самим написанное», в котором автор на примере собственной жизни, полной страданий и драматических коллизий, рассказывал о борьбе раскольников и «никониан», о преданности древней русской жизни и неприятии «латинской» новизны. В литературе XVII в. появляются новые жанры, что было обусловлено изменениями в общественной жизни. Новым литературным жанром стала бытовая повесть. Другим новым жанром стала бытовая сатира. Появились сатирические повести, большинство из которых высмеивали быт и нравы церковников, лицемерие духовенства, пьянство и распутство монахов.

Новым в литературе этого периода было и стихотворчество, которое в первую очередь связано с именем Симеона Полоцкого, белорусского просветителя, наставника царских детей. Продолжили это поэтическое направление в конце века Сильвестр Медведев и Карион Истомин.

Школа и образование

Развитие городов, ремесла, торговли, мануфактур, связей с зарубежными сторонами содействовало распространению грамотности и просвещения

С 1621 г. для царя издается первая рукописная газета «Куранты», состоявшая в основном из переводных иностранных изданий, которую писали переводчики Посольского приказа. Наряду с рукописными изданиями в обиход все более входит печатная продукция, изготовлявшаяся на московском Печатном дворе. Это позволило издавать массовым тиражом пособия по грамматике и арифметике: «Грамматику» М. Смирницкого, иллюстрированный букварь К. Истомина, «Считание удобное для купующих или продающих» и др. Букварь («Азбука») Василия Бурцева тиражом 2400 экземпляров разошелся в один день. Выпускались также «Псалтыри» и «Часословы».

Грамоте детей обучали либо в семье, либо духовные лица, дьячки и подьячие. Однако все более насущным становился вопрос организованного обучения. В 1621 г. в Немецкой слободе в Москве была открыта школа, в которой изучались иностранные языки — латинский, немецкий. Боярин Ф. М. Ртищев устроил школу для молодых дворян при Андреевском монастыре, где обучали греческому, латинскому, риторике, философии. При Спасском монастыре во главе школы стоял сам Симеон Полоцкий. При Печатном дворе существовала школа, где обучалось 232 ученика.

Читать еще:  Анализ произведения «История одного города», Салтыков Щедрин. Характеристика градоначальника Брудастого (по роману М.Е

В 1687 г. в Москве была открыта Славяно-греко-латинская академия во главе с греками братьями Лихудами. Здесь проходили весь школьный курс от низших до высших классов, начиная с грамматики и заканчивая философией, этикой, богословием. Принимали сюда людей «всякого чина, сана и возраста». В свое время Академию закончат великий М. В. Ломоносов, А. Д. Кантемир.

Продолжалось накопление и распространение научных знаний, в основном носивших прикладной, практический характер. Составленный О. Михайловым «Устав ратных, пушечных и других дел, касающихся до воинской науки» давал практические сведения по геометрии, механике, физике, химии. В медицинской практике пользовались переводными «травниками» и лечебниками. В Аптекарском приказе обучали фармацевтов и врачей. В 1654 г. в нем проходили лечебную практику 30 стрельцов, отправленных затем в полки для лечения ратных людей, — это были первые русские военные врачи. На русский язык был переведен труд ученого эпохи Возрождения Андрея Везалия «О строении человеческого тела». Атлас Блеу и книга астронома Гевелия «Селенография» знакомили русских читателей с гелиоцентрической системой Коперника. В XVII в. умели извлекать кубические и квадратные корни, решать уравнения, измерять площади.

Освоение новых земель, расширение связей с другими странами способствовало накоплению географических знаний. В 1627 г. в Разрядном приказе были составлены «Большой чертеж» (карта) и «Книга Большому чертежу». Землепроходцы, осваивавшие Сибирь, присылали описания и «чертежи» этого края. После 1683 г. возникло «Описание новые земли, сиречь Сибирского царства». Семен Ремезов составил «Чертежную книгу Сибири».

Усиливается интерес к истории России. Летопись как вид исторического произведения постепенно уходит в прошлое. Встает вопрос о создании труда по истории государства Российского. Первой печатной книгой по истории стал «Синопсис», созданный монахом Киево-Печерского монастыря Иннокентием Гизелем. В ней была изложена история Руси с древнейших времен и отношения между Москвой и Украиной. Светским произведением была «Скифская история» Андрея Лызлова, написанная в основном по латинским и польским источникам и рассказывающая о борьбе с татарами и турками.

Процесс обмирщения затронул и живопись. Русские живописцы проявляли интерес к человеческой личности, библейские сюжеты служили только поводом для изображения реальной жизни. Руководила художественной деятельностью Оружейная палата Кремля, где работал выдающийся художник — иконописец Симон Ушаков (1626—1686). В его творчестве уже заметны реалистические тенденции, пристальный интерес к изображению человеческого лица. На его иконе «Спас Нерукотворный» изображено живое одухотворенное лицо человека. Кисти С. Ушакова принадлежат иконы «Троица», «Насаждение древа государства Всероссийского» и др.

В рамках церковной живописи развивалась светская портретная живопись — парсуна. Если в первой половине XVII в. парсуны выполнялись еще в иконописной традиции (изображения Ивана IV, М. Скопина-Шуйского), то позднее они принимают более реалистический характер (парсуны царей Алексея Михайловича, Федора Алексеевича).

Новое направление коснулось и росписи храмов. Библейские сюжеты на фресках начинают изображаться в образах реальной жизни. Таковы росписи церкви Троицы в Никитниках, ярославских храмов — церкви Ильи Пророка и Иоанна Предтечи.

В конце века живописцы переходят от парсуны к писанию портретов красками на холсте. Сохранились портреты матери Петра I, князя Б. И. Репнина, Л. К. Нарышкина и др.

Для архитектуры характерны стремление к внешней нарядностьи и отказ от строгих церковных канонов. Строились каменные шатровые храмы. Патриарх Никон заложил запрет на строительство шатровых церквей. Появился новый стиль «московское барокко». В 1667-1678 построен деревянный царский дворец в Коломенском (восьмое чудо света). Создаются крупные архитектурные ансамбли (в Ростове Великом, Ярославле, Костроме). Выдающиеся произведения зодчества: -храм Рождества Богородицы –церковь Троицы –церковь в Останкино. Каменное зодчество переходит от церковного к строительству жилых и хозяйственных построек.

-в 1672 году при дворе царя Алексея Михайловича появился первый театр в России

-первая пьеса – «Артаксерово действо» – поставили иностранцы

-Симеон Полоцкий создавал для театра стихотворные пьесы

-церковь враждебно относилась к светскому народному театру

-дальнейшее развитие театр получил в 18 веке

Реформы Петра I.

Царем Петр стал в 10-летнем возрасте (1682), однако фактически государством правила старшая сестра Софья и ее фаворит В. В. Голицын. Летом 1689 г. произошел конфликт между Петром и Софьей, которую заподозрили в заговоре. Она была заточена в Новодевичий монастырь.

Главной заслугой Петра 1 (1672—1725) было то, что он понял стоявшие перед страной задачи и энергично принялся за их осуществление. Он развернул преобразования в самых разных сферах жизни страны: в экономике, искусстве, военном и морском деле, быте, внешней политике, финансах, государственном устройстве.

Главной особенностью экономического развития России стало активное вмешательство государства в развитие производительных сил страны. Произошел скачок в развитии мануфактурной промышленности: Северная война заставила создать свое производство железа, меди, сукна, канатов и парусов. Получили льготы купцы, основывавшие частные мануфактуры.

В торговле особенно ярко проявилась государственная политика меркантилизма, т. е. стремления к накоплению богатств за счет превышения вывоза товаров над ввозом. Центр внешней торговли переместился на Балтику: в 1726 г. торговый оборот Петербурга. Россия начала экспортировать железо, в том числе и в Англию. В импорте появилось сырье для промышленности. Т.о. Россия и экономически встала в ряд развитых европейских стран.

Реформы в управлении государством четко выразили стремление Петра к централизации и абсолютизму. Ликвидация патриаршества (1721) и введение Синода (фактически коллегии по делам религии) ознаменовали окончательную победу светской власти над духовной. В 1721 г. Петр получил титул императора (Россия стала империей) и всю полноту власти. Вместо Боярской думы был учрежден Сенат (1711), члены которого назначались самодержцем. Вместо всевозможных приказов в 1717—-1718 гг. были созданы 12 коллегий, ведавших политическими, промышленными и финансовыми делами. Появились фискалы, которые доносили о злоупотреблениях учреждений и должностных лиц, нарушавших «казенный интерес». Страна была разделена на 8 губерний, губернии делились на провинции (всего 50). Во главе губернии стоял назначаемый царем губернатор со всей полнотой исполнительной и судебной власти.

В 1703 г. была заложена Петропавловская крепость, положившая начало Петербургу.

Обмирщение характеризуется появлением светских школ (первые—Навигационная и Артиллерийская— основаны в 1701 г.), в том числе начальных (цифирных) в губерниях (1714), где детей обучали арифметике и началам геометрии. Дворян стали направлять для учебы за границу, а специальный указ Петра 1714 г. запрещал жениться неграмотным дворянам.

В 1725 г. открылась Петербургская Академия наук. В 1697 г. за границу было отправлено великое посольство, в составе которого находились молодые дворяне для обучения кораблестроению и военно-морскому делу. Ехал и Петр под именем урядника Петра Михайлова.

«Табель о рангах» (1722), где 14 ступеней-рангов отражали продвижение по службе. «Табель» вытесняла обычай распределения должностей «по породе», давала возможность по достижении 8-го ранга получать дворянство недворянам.

Культурное развитие России далеко продвинуло ее по пути Просвещения, но коснулось все же лишь верхушки общества, почти не затронув крестьянское большинство.

Все эти меры в области социальной политики привели к тому, что в результате петровского правления все население было объединено, пусть и достаточно искусственно, в 3 сословия: одно из них было привилегированным и служилым — дворянство, а посадское население и крестьянство несли тягло. Над всей этой структурой возвышался государственный аппарат, который все более бюрократизировался во главе с всемогущим монархом.

Источники:

http://histerl.ru/lectures/17_vek/kultura_17.htm
http://nsportal.ru/shkola/istoriya/library/2019/08/21/urok-kultura-rossii-xvii-v
http://studopedia.ru/19_419490_kultura-rossii-v-XVII-v.html

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector
×
×