Иван Бунин и Нобелевская премия: за какое произведение была получена? Бунин нобелевская премия.
Содержание
- 1 Иван Бунин и Нобелевская премия: за какое произведение была получена? Бунин нобелевская премия.
- 1.1 Иван Бунин и Нобелевская премия: за какое произведение была получена? Бунин нобелевская премия.
- 1.2 Иван Бунин получил Нобелевскую премию за то, что помог разгадать русскую душу
- 1.3 Читайте также
- 1.3.1 В Сочи первый снег, фестиваль Башмета и китайская Кончита Вурст
- 1.3.2 Александр Ширвиндт покидает театр, которому отдал 50 лет
- 1.3.3 Голос должен быть кстати: Педагог, научившая сценической речи Хабенского и Нагиева, поделилась секретами мастерства
- 1.3.4 Лучшие роли Павла Деревянко: мэр, писатель, актер, полицейский
- 1.3.5 Марта Тимофеева, 10-летняя актриса: Сколько у меня фильмов? Где-то сорок, пятьдесят… Около шестидесяти
- 1.3.6 В Михайловском замке открылась выставка, посвященная коллекциям и правлению Александра III
- 1.3.7 «Дениска Кораблев» из советского детства перед 55-летним юбилеем поменял квартиру в Минске на квартиру в Крыму
- 1.3.8 Ищет актеров через «Вконтакте» и не бросит учебу: как изменилась жизнь томской школьницы после контракта со Стивеном Кингом
- 1.3.9 Продюсеры «Льда-2»: «Мы придумали для этого фильма такую эмоциональную историю, что не снять ее было бы преступлением!»
- 1.3.10 Жан-Поль Готье: белорусы – те же россияне
- 1.3.11 Утверждено жюри «Самой красивой страны»
- 1.3.12 Оскар-2020: все победители 92-й церемонии
- 1.3.13 На «Оскаре» такое впервые: пять причин громкого успеха «Паразитов»
- 1.3.14 Почему «Паразиты» получили «Оскара»
- 1.3.15 Правда ли, что фильм «Паразиты» был лучшим в прошлом году
- 1.3.16 «Он боролся с раком с 2014-го года. Никто об этом не знал»: Ушел из жизни автор музыки к «Республике ШКИД», композитор Сергей Слонимский
- 1.3.17 «Нам приходилось засыпать все искусственным снегом»: На премьере фильма «Лед 2» актер Александр Петров рассказал о трудностях съемок
- 1.4 Нобелевская речь Ивана Бунина
- 1.5 Речь Ивана Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии
Иван Бунин и Нобелевская премия: за какое произведение была получена? Бунин нобелевская премия.
Последнее десятилетие XIX в. обозначилось в России резким размежеванием литературных сил. Об этом времени Иван Бунин говорил: «Я увидел сразу четыре литературных эпохи: с одной стороны Григорович, Жемчужников, Л. Толстой; с другой — редакция «Русского богатства»; с третьей — Эртель, Чехов; а с четвертой — те, которые, говоря словами Мережковского, «уже преступали все законы, нарушали все черты».
Бунин выбрал то течение, которое было связано с именем Чехова, а в более общем плане, с классическими традициями русской литературы XIX в. А вот к четвертому направлению, где процветали декаданс, акмеизм, символизм, мистика, лубок, вплоть до хулиганствующего футуризма, он всю жизнь питал откровенную неприязнь и даже отвращение. Это ясно видно в «Воспоминаниях» Бунина, которые он написал уже в конце своей жизни. Деликатная и интеллигентная жена писателя Вера Николаевна сетовала: «Ян мне такое диктует, такие вещи про Маяковского, Есенина, Горького, что они ему с того света мстить будут».
Такое отношение объяснимо не только дворянским происхождением (а Бунин дворянский род уважал и в себе и в других как что-то, имеющее некую нравственную ценность), но и его стойкой привязанностью к лучшим образцам классической русской поэзии и прозы.
Иван Алексеевич Бунин родился 22 октября 1870 г. в Воронеже в дворянской семье. Детство и юность его прошли в обедневшем поместье Орловской губернии. Систематического образования будущий писатель не получил, о чем сожалел всю жизнь. Правда, старший брат Юлий, с блеском окончивший университет, прошел с Ваней весь гимназический курс. Они занимались языками, психологией, философией, общественными и естественными науками. Именно . Юлий оказал большое влияние на формирование вкусов и взглядов Бунина.
Писать Бунин начал рано. Писал очерки, зарисовки, стихи. В мае 1887 г. журнал «Родина» напечатал стихотворение «Нищий» шестнадцатилетнего Вани Бунина. С этого времени началась его более или менее постоянная литературная деятельность, в которой нашлось место и для стихов, и для прозы.
Внешне стихи Бунина выглядели традиционными как по форме, так и по тематике: природа, радость жизни, любовь, одиночество, печаль утраты и новое возрождение. И все же, несмотря на подражательность, была в бунинских стихах какая-то особая интонация. Это стало более заметным с выходом в 1901 г. поэтического сборника «Листопад», восторженно принятого и читателями, и критиками.
Стихи Бунин писал до конца своей жизни, любя поэзию всей душой, восхищаясь ее музыкальным строем и гармонией. Но уже в начале творческого пути в нем все явственнее проявлялся прозаик, причем настолько сильный и глубокий, что первые рассказы Бунина тут же заслужили признание именитых в ту пору писателей Чехова, Горького, Андреева, Куприна.
В 1898 г. Бунин женился на гречанке Анне Цакни, пережив перед этим сильную влюбленность и последовавшее за ней сильное разочарование к Варваре Пащенко. Впрочем, по собственному признанию Ивана Алексеевича, Цакни он никогда не любил.
В 10-е годы Бунин много путешествует, выезжает за границу. Он посещает Льва Толстого, знакомится с Чеховым, активно сотрудничает с горьковским издательством «Знание», знакомится с племянницей председателя первой Думы А. С. Муромцева Верой Муромцевой. И хотя фактически Вера Николаевна стала «госпожой Буниной» уже в 1906 г., официально зарегистрировать свой брак они смогли лишь в июле 1922 г. во Франции. Только к этому времени Бунину удалось добиться развода с Анной Цакни.
Вера Николаевна была предана Ивану Алексеевичу до конца его жизни, став ему верной помощницей во всех делах. Обладая большой духовной силой, помогая стойко переносить все невзгоды и тяготы эмиграции, Вера Николаевна имела еще и великий дар терпения и всепрощения, что было немаловажно при общении с таким трудным и непредсказуемым человеком, каким был Бунин.
После шумного успеха его рассказов в печати появляется, ставшая сразу знаменитой, повесть «Деревня» — первая крупная вещь Бунина. Это горькое и очень смелое произведение, в котором перед читателем предстала полубезумная русская действительность со всеми ее контрастами, шаткостью, изломанностью судеб. Бунин, пожалуй, один из немногих русских писателей той поры, не побоялся сказать нелицеприятную правду о русской деревне и забитости русского мужика.
«Деревня» и последовавший за ней «Суходол» определили отношение Бунина к своим героям — слабым, обездоленным и неприкаянным. Но отсюда и сочувствие к ним, жалость, желание понять, что же происходит в страдающей русской душе.
Параллельно с деревенской тематикой писатель развивал в своих рассказах и лирическую, которая ранее наметилась в стихах. Появились женские характеры, хотя и едва намеченные — очаровательная, воздушная Оля Мещерская (рассказ «Легкое дыхание»), бесхитростная Клаша Смирнова (рассказ «Клаша»). Позже женские типы со всей лирической страстью проступят в эмигрантских повестях и рассказах Бунина — «Ида», «Митина любовь», «Дело корнета Елагина» и, конечно же, в его знаменитом цикле «Темные аллеи».
В дореволюционной России Бунин, как говорится, «почивал „на лаврах» — трижды ему присуждалась Пушкинская премия; в 1909 г. он был избран академиком по разряду изящной словесности, став самым молодым академиком Российской академии.
В 1920 г. Бунин с Верой Николаевной, не принявшие ни революцию, ни большевистскую власть, эмигрировали из России, «испив несказанную чашу душевных страданий», как позже писал Бунин в своей автобиографии. 28 марта они прибыли в Париж.
К литературному творчеству Иван Алексеевич возвращался медленно. Тоска по России, неуверенность в будущем угнетали его. Потому первый сборник рассказов «Крик», вышедший за рубежом, составляли только рассказы, написанные в счастливейшее для Бунина время — в 1911 — 1912 гг.
И все же писатель постепенно преодолел чувство угнетенности. В рассказе «Роза Иерихона» есть такие проникновенные слова: «Нет разлук и потерь, доколе жива моя душа, моя Любовь, Память! В живую воду сердца, в чистую влагу любви, печали и нежности погружаю я корни и стебли моего прошлого. «
В середине 20-х годов Бунины переехали в небольшой курортный городок Грае на юге Франции, где поселились на
вилле «Бельведер», а позже обустроились на вилле «Жанет». Здесь им суждено было прожить большую часть своей жизни, пережить Вторую мировую войну. В 1927 г. в Грасе Бунин познакомился с русской поэтессой Галиной Кузнецовой, которая с мужем проводила там отпуск. Бунин был очарован молодой женщиной, она же, в свою очередь, была в восторге от него (а уж Бунин умел очаровывать женщин!). Их роман получил широкую огласку. Оскорбленный муж уехал, страдала от ревности Вера Николаевна. И здесь произошло невероятное — Иван Алексеевич сумел убедить Веру Николаевну, что его отношения с Галиной чисто платонические, и ничего, кроме отношений учителя и ученицы, у них нет. Вера Николаевна, как это ни покажется невероятным, поверила. Поверила потому, что без Яна своей жизни она не представляла. В результате Галина была приглашена поселиться у Буниных и стать «членом семьи».
Почти пятнадцать лет делила Кузнецова общий кров с Буниными, играя роль приемной дочери и переживая с ними все радости, беды и лишения.
Эта любовь Ивана Алексеевича была и счастливой, и мучительно трудной. Она же оказалась и безмерно драматичной. В 1942 г. Кузнецова покинула Бунина, увлекшись оперной певицей Марго Степун.
Иван Алексеевич был потрясен, его угнетала не только измена любимой женщины, но и то, с кем она изменила! «Как она (Г.) отравила мне жизнь — до сих пор отравляет! 15 лет! Слабость, безволие. «, — писал он в своем дневнике 18 апреля 1942 г. Эта «дружба» между Галиной и Марго для Бунина была как кровоточащая рана до конца его жизни.
Но вопреки всем невзгодам, бесконечным лишениям бунинская проза набирала новую высоту. На чужбине вышли книги «Роза Иерихона», «Митина любовь», сборники рассказов «Солнечный удар» и «Божье древо». А в 1930 г. был опубликован автобиографический роман «Жизнь Арсеньева» — сплав мемуаров, воспоминаний и лирико-философской прозы.
10 ноября 1933 г. газеты в Париже вышли с огромными заголовками «Бунин — Нобелевский лауреат». Впервые за время существования этой премии награда по литературе была вручена русскому писателю. Всероссийская известность Бунина переросла во всемирную славу.
Каждый русский в Париже, даже тот, который не прочитал ни одной строчки Бунина, воспринял это как личный праздник. Русские люди испытали сладчайшее из чувств — благородное чувство национальной гордости.
Присуждение Нобелевской премии стало огромным событием и для самого писателя. Пришло признание, а вместе с ним (хотя и на очень короткий период, Бунины были на редкость непрактичны) материальная обеспеченность.
В 1937 г. Бунин закончил книгу «Освобождение Толстого», которая, по мнению специалистов, стала одной из лучших книг во всей литературе о Льве Николаевиче. А в 1943 г. в Нью-Йорке выходят «Темные аллеи» — вершина лирической прозы писателя, подлинная энциклопедия любви. В «Темных аллеях» можно найти все — и возвышенные переживания, и противоречивые чувства, и неистовые страсти. Но ближе всего Бунину была любовь чистая, светлая, подобная гармонии земли с небом. В «Темных аллеях» она, как правило, коротка, а порой мгновенна, но ее свет озаряет всю жизнь героя.
Некоторые критики того времени обвиняли бунинские «Темные аллеи» то в порнографии, то в старческом сладострастии. Ивана Алексеевича это оскорбляло: «Я считаю «Темные аллеи» лучшим, что я написал, а они, идиоты, считают, что я ими опозорил свои седины. Не понимают, фарисеи, что это новое слово, новый подход к жизни», — жаловался он И. Одоевцевой.
До конца жизни ему пришлось защищать свою любимую книгу от «фарисеев». В 1952 г. он писал Ф. А. Степуну, автору одной из рецензий на бунинские произведения: «Жаль, что вы написали, что в «Темных аллеях» есть некоторый избыток рассматривания женских прельстительностей. Какой там «избыток!» Я дал только тысячную долю того, как мужчины всех племен и народов «рассматривают» всюду, всегда женщин со своего десятилетнего возраста и до 90 лет».
Последние годы жизни писатель посвятил работе над книгой о Чехове. К сожалению, этот труд остался незавершенным.
Свою последнюю дневниковую запись Иван Алексеевич сделал 2 мая 1953 г. «Это все-таки поразительно до столбняка! Через некоторое, очень малое время меня не будет — и дела и судьбы всего, всего будут мне неизвестны!»
В два часа ночи с 7 на 8 ноября 1953 г. Иван Алексеевич Бунин тихо скончался. Отпевание было торжественным — в русской церкви на улице Дарю в Париже при большом стечении народа. Все газеты — и русские, и французские — поместили обширные некрологи.
А сами похороны состоялись намного позже, 30 января 1954 г. (до этого прах находился во временном склепе). Похоронили Ивана Алексеевича на русском кладбище Сен-Женевьев де Буа под Парижем. Рядом с Буниным через семь с половиной лет нашла свой покой верная и самоотверженная спутница его жизни Вера Николаевна Бунина.
Иван Бунин получил Нобелевскую премию за то, что помог разгадать русскую душу
10 ноября 1933 года парижские газеты вышли с огромными заголовками: « Бунин — нобелевский лауреат». Впервые за все время существования этой премии ее вручили русскому писателю. Практически все выходцы из России , кто находился в эмиграции, испытывали тогда чувство национальности гордости.
ВРАЖДЕБНОСТИ К БОЛЬШЕВИКАМ НЕ СКРЫВАЛ
На родине лауреата, в СССР , известие встретили, мягко говоря, без энтузиазма. В советских газетах решение Нобелевского комитета называли «происками империализма». Что неудивительно: покинувший в 1920 году советскую Россию Иван Бунин никогда не скрывал своего враждебного отношения к большевикам.
— Проникнутое пронзительной любовью к родине творчество Бунина воспевало ее такой, какой новое общество не принимало, — прежней, корнями связанной с традициями, глубоко духовной, — сказала корреспонденту «Комсомолки» член Союза писателей России Ирина Измайлова . — Революционные идеи знаменитый писатель воспринимал как разрушительные, нанесшие русской культуре и духовности непоправимый вред. Поэтому советская власть не хотела, да и не могла принять Бунина.
По словам Измайловой, то, что Россия двигается к духовной трагедии, писатель почувствовал задолго до Октябрьской революции. Он еще в начале ХХ века всем сердцем ощущал, как размываются духовные скрепы.
Происходивший из старинного дворянского рода, но выросший в обедневшей семье Иван Алексеевич воочию наблюдал за оскудением дворянских гнезд, крушением усадеб, постепенным вырождением дворянского сословия. И это нашло отражение даже в его ранних произведениях.
Впрочем, крах старого мира предсказывали многие, но мало кто понимал, что замены ему нет и его уход будет знаменовать для России крах.
КОНФЛИКТ ДВУХ ГЕНИЕВ
Интересно в этом смысле проследить отношения между Буниным и «буревестником революции» Максимом Горьким . Они познакомились в Ялте в самом конце ХIХ века. Начали общаться, обсуждать происходящие события. Горький не хуже Бунина понимал, что крушение прежних устоев неизбежно, но, в отличие от него, желал этого крушения.
Многие литературоведы полагают, что разница во взглядах вызвана тем, что один писатель — дворянин, а другой — выходец из народных масс. Но это было бы слишком простое объяснение, которое к тому же не подтверждается жизнью. Например, представитель высшего сословия Александр Блок сочувствовал революционным идеям, а Иван Шмелев , крестьянское происхождение которого сомнений не вызывает, их не принимал.
Бунина и Горького долгое время считали близкими друзьями, но вот что писал позднее Иван Алексеевич: «Начало той странной дружбы, что соединяла нас с Горьким… относится к 1899 году. А конец — к 1917-му. Тут случилось, что человек, с которым у меня за целых двадцать лет не было для вражды ни единого личного повода, вдруг оказался для меня врагом, вызывавшим во мне ужас, негодование».
После того как свершилась революция, Бунин до последнего не желал расставаться с Россией. Оказавшись на юге страны, надеялся, что Крым не станет «красным». Но пришлось эмигрировать. После нескольких лет скитаний он с семьей поселился в Париже .
ГЛАВНЫМ КОНКУРЕНТОМ БЫЛ МЕРЕЖКОВСКИЙ
Впервые кандидатуру Ивана Бунина на Нобелевскую премию выдвинули еще в 1922 году. Инициатором был Ромен Роллан. После этого предпринималось еще несколько попыток. В 1933-м конкурентами Бунина стали Дмитрий Мережковский , Иван Шмелев и… Максим Горький.
— В Нобелевском комитете пришли к выводу, что присуждение премии морально поддержит русскую эмиграцию, — говорит историк Александр Колпакиди. — Поэтому шансы Горького на успех оценивались невысоко.
— Наиболее реальными претендентами на премию были Бунин и Мережковский, — считает другой известный историк Лев Лурье. — Оба долгое время проживали во Франции . Но Бунин пользовался большим авторитетом в глазах французских литераторов. Нельзя исключать, что именно это обстоятельство повлияло на членов Нобелевского комитета.
Однако большинство литературоведов — как в тридцатые годы, так и сейчас — считают решение Нобелевского комитета справедливым.
— Премию по литературе присуждали люди, для которых существовало понятие европейской христианской культуры, воплощенной в лучших произведениях всех больших писателей, не утративших христианских корней. Творчество Бунина было наглядным доказательством этой неутраченной взаимосвязи, — говорит Ирина Измайлова. — И еще… Мы постоянно рассуждаем о том, что для Запада всегда существовала и по сей день существует так называемая загадка русской души. И, наверное, великий русский эмигрант оказался тем проводником, который приближал к разрешению этой загадки.
Любопытно, что Нобелевская премия не сделала Бунина очень богатым человеком. Значительную часть суммы он отдал в различные благотворительные фонды.
— Как только я получил премию, мне пришлось раздать примерно 120 тысяч франков, — говорил писатель в одном из интервью. — Да я вообще с деньгами не умею обращаться. Теперь это особенно трудно. Знаете ли вы, сколько писем я получил с просьбами о вспомоществовании? За короткий срок прошло две тысячи таких писем.
КСТАТИ
Несостоявшаяся дорога домой
Во время оккупации Франции гитлеровцами Бунины жили на юге страны. Нет документальных подтверждений, получал ли нобелевский лауреат какие-либо предложения от нацистов. Но точно известно, что он не сотрудничал с врагами своей родины, всей душой желал победы Красной армии.
В 1946 году в Советском Союзе приняли законодательные акты о восстановлении в гражданстве СССР подданных бывшей Российской империи. Эмигранты получили возможность вернуться на родину.
— Во время и сразу после завершения Великой Отечественной войны в белой эмиграции были сильны просоветские настроения, которые подогревались проникшими в эту среду агентами НКВД , — утверждает Лев Лурье. — Вот такой факт. В начале 1945 года целая группа покинувших Россию много лет назад известных деятелей побывала на приеме в советском посольстве в Париже. Поднимались тосты за приближающуюся победу, за здоровье Сталина .
Советские власти очень хотели, чтобы единственный в мире русскоязычный лауреат Нобелевской премии вернулся в СССР. Для этого в Париже с писателем несколько раз встречался его коллега Константин Симонов. По имеющимся свидетельствам, и сам Иван Алексеевич задумывался о возвращении.
Трудно сказать, что его остановило. Вероятно, он сомневался, что в СССР партийные идеологи простят ему «Окаянные дни» и очень резкую статью «Миссия русской эмиграции», которую он написал в 1924 году.
А тут еще подоспело недоброй памяти постановление о журналах «Звезда» и « Ленинград », оскорбившее и унизившее Анну Ахматову и Михаила Зощенко .
И Иван Алексеевич понял: несмотря на частичное возвращение к дореволюционным ценностям — возрождение Русской православной церкви, более уважительное отношение к прошлому страны, — по сути, мало что изменилось. А потому возвращаться нельзя.
ДОСЛОВНО
«Решением Шведской академии от 9 ноября 1933 года Нобелевская премия по литературе за этот год присуждена Ивану Бунину за строгий артистический талант, с которым он воссоздал в литературной прозе типичный русский характер».
(Официальное решение о присуждении Ивану Алексеевичу Бунину Нобелевской премии.)
КОНКРЕТНО
Российские писатели — лауреаты Нобелевской премии
Иван Бунин — 1933 год
Борис Пастернак — 1958 год
Михаил Шолохов — 1965 год
Александр Солженицын — 1970 год
Иосиф Бродский — 1987 год
Читайте также
В Сочи первый снег, фестиваль Башмета и китайская Кончита Вурст
Наш корреспондент в шоке от Зимнего фестиваля искусств в Сочи
Александр Ширвиндт покидает театр, которому отдал 50 лет
Правда, когда это произойдет и кто станет преемником худрука театра Сатиры, он не сказал
Голос должен быть кстати: Педагог, научившая сценической речи Хабенского и Нагиева, поделилась секретами мастерства
Профессор Санкт-Петербургской театральной академии Евгения Кириллова побывала в Твери
Лучшие роли Павла Деревянко: мэр, писатель, актер, полицейский
Павел Деревянко, лауреат всевозможных актерских наград и премий – обладатель редкого комедийного таланта
Марта Тимофеева, 10-летняя актриса: Сколько у меня фильмов? Где-то сорок, пятьдесят… Около шестидесяти
Маленькая звезда российского кино мечтает покорить Голливуд и умеет не бояться, даже когда страшно
В Михайловском замке открылась выставка, посвященная коллекциям и правлению Александра III
Экспозиция включает живопись, графику, скульптуры и все остальное, чем горел император [фото]
«Дениска Кораблев» из советского детства перед 55-летним юбилеем поменял квартиру в Минске на квартиру в Крыму
Почему не стал актером, чем зарабатывает и как найти семейное счастье — Владимир Станкевич, который в 1977-м году проснулся знаменитым, сыграв Дениску Кораблева — рассказал «Комсомолке» в юбилейном интервью [фото]
Ищет актеров через «Вконтакте» и не бросит учебу: как изменилась жизнь томской школьницы после контракта со Стивеном Кингом
Диана Костырина стала на шаг ближе к мечте стать известным режиссером
Продюсеры «Льда-2»: «Мы придумали для этого фильма такую эмоциональную историю, что не снять ее было бы преступлением!»
14 февраля, в день всех влюбленных, в прокат выходит продолжение одной из самых популярных отечественных мелодрам [видео]
Жан-Поль Готье: белорусы – те же россияне
Известный французский кутюрье представил в Москве свое Fashion Freak Show, премьера которого состоялась во Дворце молодежи. Он рассказал «СВ» об эпатажном спектакле, уходе из мира высокой моды и вдохновляющей его игрушке [Союзное вече]
Утверждено жюри «Самой красивой страны»
Фотоконкурс Русского географического общества будут судить фотографы, актеры, музыканты и другие знаменитости
Оскар-2020: все победители 92-й церемонии
Что собрали «Паразиты» и какой фильм признали самым красивым на Оскар-2020
На «Оскаре» такое впервые: пять причин громкого успеха «Паразитов»
Впервые за 90 с лишним лет кинопремии лучшим фильмом стала неанглоязычная картина. В чем успех южнокорейского фильма, разбирался наш эксперт Стас Тыркин
Почему «Паразиты» получили «Оскара»
Правда в том, что никто этого так и не понял, считает наш обозреватель Сергей Селедкин
Правда ли, что фильм «Паразиты» был лучшим в прошлом году
Наш колумнист объясняет, почему работа режиссера Пон Чжун-Хо не открывает новых горизонтов
«Он боролся с раком с 2014-го года. Никто об этом не знал»: Ушел из жизни автор музыки к «Республике ШКИД», композитор Сергей Слонимский
Прославленному маэстро было 87 лет. Последние дни он провел в петербургском НИИ имени Вердена
«Нам приходилось засыпать все искусственным снегом»: На премьере фильма «Лед 2» актер Александр Петров рассказал о трудностях съемок
В Нижнем Новгороде актера пригласили в состав команды ХК «Торпедо» [фото, видео]
Возрастная категория сайта 18+
Нобелевская речь Ивана Бунина
Вручение премии состоялось 10 декабря 1933 года в концертном зале Стокгольма.
Став лауреатом Нобелевской премии, Иван Алексеевич Бунин получил солидное вознаграждение — 170 331 шведскую крону. Часть денег он передал русским эмигрантам.
Речь Ивана Бунина по случаю вручения ему Нобелевской премии
10 декабря 1933 года
Ваше Высочество, милостивые государыни, милостивые государи.
Девятого ноября, в далекой дали, в старинном провансальском городе, в бедном деревенском дому телефон известил меня о решении Шведской академии. Я был бы неискренен, если бы сказал, как говорят в подобных случаях, что это было наиболее сильное впечатление во всей моей жизни.
Справедливо сказал великий философ, что чувства радости, даже самые редкие, ничего не значат по сравнению с таковыми же чувствами печали. Ничуть не желая омрачать этот праздник, о коем я навсегда сохраню неизгладимое воспоминание, я все-таки позволю себе сказать, что скорби, испытанные мною за последние пятнадцать лет, далеко превышали мои радости. И не личными были эти скорби — совсем нет! Однако твердо могу сказать я то, что из всех радостей моей писательской жизни это маленькое чудо современной техники, этот телефонный звонной из Стокгольма в Грасс дал мне как писателю наиболее полное удовлетворение.
Литературная премия, учрежденная вашим великим соотечественником Альфредом Нобелем, есть высшее увенчание писательского труда! Честолюбие свойственно почти каждому человеку и каждому автору, и я был крайне горд получить награду со стороны судей столь компетентных и беспристрастных. Но думал ли я девятого ноября только о себе самом? Нет, это было бы слишком эгоистично. Горячо пережив волнение от потока первых поздравлений и телеграмм, я в тишине и одиночестве ночи думал о глубоком значении поступка Шведской академии.
Впервые со времени учреждения Нобелевской премии вы присудили ее изгнаннику. Ибо кто же я? Изгнанник, пользующийся гостеприимством Франции, по отношению к которой я тоже навсегда сохраню признательность. Господа члены Академии, позвольте мне, оставив в стороне меня лично и мои произведения, сказать вам, сколь прекрасен ваш жест сам по себе. В мире должны существовать области полнейшей независимости. Несомненно, вокруг этого стола находятся представители всяческих мнений, всяческих философских и религиозных верований. Но есть нечто незыблемое, всех нас объединяющее: свобода мысли и совести, то, чему мы обязаны цивилизацией. Для писателя эта свобода необходима особенно, — она для него догмат, аксиома. Ваш же жест, господа члены Академии, еще раз доказал, что любовь к свободе есть настоящий религиозный культ Швеции.
И еще несколько слов — для окончания этой небольшой речи. Я не с нынешнего дня ценю ваш королевский дом, вашу страну, ваш народ, вашу литературу. Любовь к искусствам и к литературе всегда была традицией для Шведского королевского дома, равно как и для всей благородной нации вашей. Основанная славным воином, шведская династия есть одна из самых славных в мире. Его величество король, король-рыцарь народа-рыцаря, да соизволит разрешить чужеземному, свободному писателю, удостоенному вниманием Шведской академии, выразить ему свои почтительнейшие и сердечнейшие чувства.
Источники:
http://nobeliat.ru/laureat.php?id=33
http://www.spb.kp.ru/daily/26449.4/3318870/
http://diletant.media/articles/45245443/