Когда ребенок начинает говорить? Что делать если он не укладывается в определенные сроки. Когда ребенок начинает говорить первые слова
Содержание
- 1 Когда ребенок начинает говорить? Что делать если он не укладывается в определенные сроки. Когда ребенок начинает говорить первые слова
- 1.1 Когда ребенок начинает говорить первые слова
- 1.2 Этапы развития речи
- 1.3 Рекомендации
- 1.4 Почему ребенок не говорит
- 1.5 Как понять, когда ваш ребенок должен начать говорить
- 1.6 Нормы появления речевых навыков у ребенка
- 1.7 Что такое «гуление»
- 1.8 Что делать если есть задержка
- 1.9 Как могут помочь родители
- 1.10 Развитие речевого аппарата
- 1.11 Когда ребенок начинает говорить? Что делать если он не укладывается в определенные сроки
Когда ребенок начинает говорить первые слова
Вопрос, когда ребенок начинает говорить, волнует практически всех родителей. Ведь мамы и папы с огромным нетерпением ждут, когда же их малыш заговорит, скажет им, что он хочет, что его расстроило, чему рад или что ему нравится. К сожалению, ответить на вопрос, во сколько он начнет говорить, довольно сложно, поскольку просто нет специального «календаря речи». Ни один врач не может точно сказать, когда нетерпеливые родители услышат первые слова своего малыша. Это все индивидуально, развитие речевого аппарата происходит от особенности организма воспринимать информацию, от психики и способности к размышлению.
Иногда случается так, что ребенок молчит до 3 лет, хотя родители и близкие родственники очень старались участвовать в развитии его речи. Бывает и наоборот, уже в год болтает без умолку, тем самым удивляя родственников.
Считается, что спокойные малыши начинают говорить раньше своих более активных сверстников. Есть мнение, что девочки начинают болтать раньше, в отличие мальчиков.
Этапы развития речи
Рамки «речевого возраста» довольно широки — от 8 месяцев до 3 лет. Ребенок в 3 месяца жизни начинает гулить, когда родители общаются с ним. Они могут отчетливо слышать буквы: «а», «у», «к», «г», «н». В 7 месяцев в речи грудничка появляются звуки «ма», «ба», «га», «да». В 8-10 месяцев некоторые уже говорят слогами «ба-ба-ба», «ма-ма-ма».
К году большинство детей произносят разнообразные звуки и слова, состоящие из несколько букв — «дай», «на», «мама», «папа», «баба». Некоторые неврологи считают, что годовалый ребенок должен знать и произносить около 10 простых слов, но, конечно же, на практике такое явление очень редкое. Родителям стоит беспокоиться, если в год он только лепечет, при этом отсутствует интонация голоса, а также, если не может соотносить слова с предметами либо действиями.
В 1,5 года в речи малыша появляются упрощенные слова, которые он пытается повторить за взрослыми. Конечно, в этом возрасте полностью сказать определенное слово у него не получается, и он произносит только первый либо последний слог.
К 2 годам словарный запас детей значительно пополняется. Они уже осознанно произносят упрощенные слова, состоящие из 3 слогов. Если этого не происходит, следует обратиться за советом к неврологу, логопеду.
К 3 годам словарный запас ребенка включает около 800-1000 слов. Он говорит предложениями, может пересказать любимую сказку, проанализировать бытовую ситуацию, рассказать, чем занимался весь день. Он задает кучу вопросов, на которые родители должны доступно и подробно давать ответы.
Рекомендации
Формирование речи ребенка напрямую зависит от развития головного мозга. Важно, чтобы он как можно чаще общался со взрослыми, иначе процесс развития речевого аппарата будет длительным.
- Как можно больше разговаривайте с малышом, читайте детские сказки, стишки, пойте песенки, потешки. Слушая речь родителей и близких, ребенок пополняет свой пассивный словарь.
- На прогулке постоянно показывайте, называйте предметы, которые встречаются по дороге — «вон там поехала синяя машина», «смотри, какая маленькая птичка» и т.д.
- Общаясь с малышом, используйте короткие предложения, длинные он проигнорирует.
- Не сюсюкайте с ребенком, речь должна быть правильной, внятной. Однако можно называть предметы двумя названиями, к примеру, машина — би-би или котик — мяу. Так сначала малыш сможет использовать слово, которое легче произносится, а чуть позже он перейдет к полному слову.
- Развивайте мелкую моторику, ведь она связана с речью. Перебирайте вместе крупу, лепите, рисуйте, нанизывайте бусины. Подойдут любые занятия, в которых участвуют руки, даже полезно просто мять и рвать бумагу.
Не стоит предугадывать желания ребенка, выполняя их с первого же жеста. Это лишает его мотивации использовать речь, ведь зачем учиться говорить, если достаточно показать пальчиком и желаемая вещь уже в руке.
Почему ребенок не говорит
Встречаются дети молчуны, которые не разговаривают до определенного возраста. Только к 3 годам родители начинают слышать первые слова малыша, а спустя несколько недель он уже произносит предложения.
Если в 3 года малыш не говорит и даже не пытается, то обязательно нужно искать причину молчания. Возможно проблема стоит в задержке речевого развития, нарушении слуха, нервной системы, недостаточно развитой мелкой моторики, отсутствии мотивации к разговору.
Итак, однозначного ответа на вопрос, когда ребенок начинает говорить первые слова, не существует. Каждый малыш индивидуален, одни начинают говорить раньше, другие — позже. Если у малыша присутствуют какие-либо затормаживания в процессе развития речи, то рекомендуется обратиться к врачам (невропатологу, логопеду, психологу) для проведения комплексного обследования.
Как понять, когда ваш ребенок должен начать говорить
Волнующий вопрос возникает у большинства родителей: «Когда дети начинают говорить?». Первые слова малыша – большая радость для его близких. Они с нетерпением ждут момента, когда услышат «мама» или «папа». Если их ребенок после первого года не начинает произносить свои слова, большинство взрослых бьют тревогу, начинают появляться мысли, что с их малышом что-то не так.
Однозначного ответа на вопрос во сколько дети начинают говорить не существует. Специалисты успокаивают таких мам, объясняя, что речь должна развиваться поэтапно. Его первые слова появятся, когда ребенок будет к этому готов. Но все же есть усредненные нормы, на которые можно ориентироваться, чтобы понять, правильно ли формируется речь малыша.
[stextbox id=’alert’]Когда маму мучают сомнения, что с речью ребенка что-то не так, близкие начинают успокаивать, приводить в пример детей родственников, которые «молчали до 4 лет, а потом как заговорили сложными предложениями». Возможно, они правы. Но все же стоит пройти осмотр врачей и не терять времени даром.[/stextbox]
Нормы появления речевых навыков у ребенка
С момента своего рождения до 6 месяцев начинает закладываться фундамент речевого аппарата. В период первого полугодия кроха проходит несколько этапов:
- В первый месяц малыш начинает проявлять реакцию на речь окружающих его людей. Это проявляется в том, что младенец перестает плакать, когда слышит голос мамы или папы.
- К трем месяцам, младенец оживляется при общении взрослых и начинает в «гулить» в ответ. Малыш умеет проговаривать звуки «г», «к», «н».
- К пяти месяцам малыш начинает искать источник звука, поворачивая голову в правильном направлении.
- К 7-8 месяцам он начинает пытаться сказать отдельные слоги, например «ба», «ма», «па».
- В возрасте 1-1,5 года умеет произносить несложные короткие слова.
- В 1,5-2 года имеет в своем словарном запасе около 50 слов. Малыш начинает правильно повторять слова, услышанные от взрослых. Он пытается составлять небольшие предложения, похожие скорее на словосочетания.
- В три года должен полностью понимать обращенную к нему речь. Уметь составлять короткие предложения, расширять свой лексикон.
Период между двумя-тремя годами является самым динамичным в становлении речевого аппарата. Личный пример родителей и окружающих взрослых важен для малыша. Нельзя смеяться над его речевыми ошибками, игнорировать просьбы объяснить значение тех или иных слов. Это приведет к снижению желания овладеть речью и научиться произносить сложные слова.
Существуют нормы, когда ребенок должен заговорить. На них ориентируются родители и специалисты, но утверждать, что они подходят для всех, невозможно. Каждый ребенок очень индивидуален.
Что такое «гуление»
Первые гласные буквы могут появиться уже в 2-3 месяца. Гуление – когда ребенок начинает говорить агу, это смешивание гласных и согласных букв, появляющееся в период 5 месяцев. Малыш тянет звуки, повторяет отдельные буквы, иногда их сочетания – «уау», «ааааа», «ууууу».
В 4-5 месяцев начинают появляться согласные звуки – «г», «к», «м» и другие. К 6 месяцем он умеет проговаривать «бабабаб», «папапапа», «мамамама» и прочие аналогичные звуки.
Что делать если есть задержка
Наличие задержки (отставания) в речевом развитии до полугода считается вариантом нормы. В этом случае не стоит паниковать. Подобное явление может быть продиктовано рядом причин и во многом зависят от родителей.
Как показывают исследования, около трети всех речевых задержек обусловлены наследственностью. Это означает, что у одного из родителей речевое развитие протекало похожим образом.
Также могут влиять осложнения при беременности или родах (при условии, что не нарушено моторное развитие). Если родитель замечает, что ребенок понимает обращенные к нему слова и может исполнять просьбы, волноваться об отставании не стоит. Обращаться за помощью к специалистам нужно если:
- наблюдаются проблемы со слухом;
- присутствует заторможенная реакция при обращении к нему либо реакция вовсе отсутствует;
- присутствует отставание в физическом или моторном развитии;
- проявляется пассивное поведение, ребенок старше 4 месяцев не оживляется при виде мамы, не машет ручками, не интересуется вообще никакими игрушками.
[stextbox id=’alert’]Если есть подобные проявления, родителям нужно обратиться за помощью к педиатру по месту жительства, а он уже определит, нужна ли ребенку помощь невролога или других специалистов.[/stextbox]
Как могут помочь родители
Когда ребенок начнет говорить первые слова во многом определяется родителями. Взрослые должны уделять своему малышу достаточно внимание, заниматься с ним. Малыш овладевает речью и учиться говорить только тогда, когда слышит слова и речь взрослых.
Во время прогулок, нужно рассказывать, что видите вокруг себя, подробно это описывать (деревья, кусты, дома, машины и т.д). Желательно менять маршрут прогулок, выбирать тихие места, где нет громких раздражающих звуков. Для этого прекрасно подойдут парки, скверы.
Когда ребенок задает вопрос, нельзя их игнорировать. Необходимо постараться дать развернутый ответ на него. Когда малыш сталкивается с не знакомым ему предметом, нужно подробным образом объяснить ему что это такое и для чего он нужен.
Родители должны включать музыку, читать стишки. Рекомендуется читать сказки, заниматься с книгами. Это также будет полезным для изучения букв и умения читать.
Малыш может узнать буквы прежде, чем начнет хорошо говорить. Периодически стоит просить его описать что он делал, где гулял, что видел.
Развитие речевого аппарата
Когда дети начинают говорить определяется готовностью речевого аппарата. Его развитие зависит от того, насколько правильно занимаются с малышом взрослые. Мама и папа должны помочь сказать свои первые слова.
- занятия лучше сопровождать стишками или песенками;
- в общении лучше использовать короткие, понятные слова (сложные слова попросту игнорируется так-как они не понимаются им);
- повторять родителям за крохой произнесенные им слова или звуки;
- не стоит переходить на сюсюканье, речь взрослого должна быть четкой, внятной, правильной;
- рекомендуется читать книжки, повторять потешки, поговорки, отрывки из песенок.
Нужно подобрать книжки правильно. Для годовалого ребенка гораздо интереснее будут книжки с яркими большими иллюстрациями. В более позднем возрасте он должен называть предметы, на которые указывает родитель. Важно уделить внимание развитию мелкой моторики. Для этого нужно заниматься паззлами, конструкторами, сортировать мелкие предметы и проводить другие совместные занятия.
Когда ребенок начинает говорить? Что делать если он не укладывается в определенные сроки
Речь одна из способностей, которая выделяет человека из мира животных. По степени развития речи судят о развитии мозга в целом.
Давайте выясним: когда ребенок начинает говорить, т. е. когда звуки и их сочетания, произносимые ребенком, можно обозначить, как начало речи. Новорожденный ребенок кричит – он информирует нас, что голоден, болен, ему не комфортно. Но точно так, поступает собака, когда ее не накормишь или закроешь в незнакомом помещении.
Так со скольки дети начинают говорить?
Средние нормы, принятые у детских специалистов для оценки развития речи ребенка таковы:
В возрасте семи месяцев появляется артикуляция слогов (ма-ма-ма, ба-ба-ба и т.д.). Около двенадцати – ребенок начинает выговаривать первые короткие слова (чаще состоящие из одного слога).
Примерно через полгода, год вы сможете услышать из уст сына или дочери предложения, состоящие из двух, трех простых слов.
В течение второго года жизни речь будет совершенствоваться. И к трем годам малыш уже сможет разговаривать простыми фразами.
К четырем – сложными предложениями.
Но не секрет, что бывают «молчуны», которые упорно не хотят говорить и в три года, хотя со слухом, голосовым аппаратом и интеллектом у них все в порядке.
Почему так происходит? Что мешает малышу начать произносить слова, неужели только любящие родители понимающие свое дитятко с полуслова?
Давайте попробуем разобраться, когда ребенок начинает говорить
Человек существо общественное, он учится, подражая другим, поэтому первым делом, конечно, ребенок должен слышать речь и вовлекаться в этот процесс. Это широко известный факт. Но бывает и так, что с крохой постоянно говорят, а он молчит и даже не делает попыток что-либо сказать. Многие сейчас удивятся (самим-то нам произношение слов дается легко, мы выполняем это действие уже на автомате), а ваш ребенок просто не знает, как это сделать, его речевой аппарат не получает нужного сигнала от мозга. Когда ребенок начинает говорить, да только тогда, когда начнет формироваться в его голове двигательная речевая область.
Следовательно, надо сформировать и развить этот центр. Как это сделать?
Если внимательно изучить карту головного мозга, то можно заметить, что интересующая нас область находится совсем рядом с областью, отвечающей за движения, являясь, по сути дела, ее частью. Значит от того насколько хорошо развиты двигательные навыки ребенка зависит скорость овладения речью.
Учеными были проведены исследования в этой области, и выявлена явная зависимость скорости овладения речью от двигательной активности детей, конкретно от развитости их рук и пальцев (возможности выполнять тонкие движения).
В пять месяцев маленький человечек начинает противопоставлять другим пальцам руки большой. Захват предмета теперь осуществляется не ладонью, а только пальцами. Через два месяца малыш произносит первые слоги.
В восемь, девять месяцев он берет маленькие предметы двумя пальчиками, а к году появляются первые слова.
В течение всех первых лет жизни сначала появляется новое усовершенствованное движение пальцами, а вслед за ним прогресс в речи. Никогда не бывает на оборот.
Что делать, если ребенок поздно начал говорить или не говорит вовсе
Вместо того чтобы выяснять у всех подряд когда ребенок начинает говорить? А услышав информацию, в панике ругать малыша за его тупоумие или скверный, вредный характер, займитесь развитием мелкой моторики. Делайте массаж пальчиков, лепите из пластилина, рисуйте, играйте в пальчиковые игры, занимайтесь на тренажерах, перебирайте крупу, шнуруйте ботинки, делайте бусы. Учите ребенка показывать на пальцах, сколько ему лет. Знайте, что существует тест, проводимый у маленьких детей, по результатам которого можно сразу уверенно сказать говорит ребенок уже или нет. Тестирующий педагог просит малыша по очереди (подражая ему) показать один, два и три пальца. Если движения получились четкими, значит, ребенок говорящий.
Источники:
http://moykarapuz.com/razvitie-rebenka/kogda-rebenok-nachinaet-govorit.html
http://razvivayrech.ru/blog/kak-ponyat-kogda-vash-rebenok-dolzhen-nachat-govorit
http://fb.ru/article/1403/kogda-rebenok-nachinaet-govorit-chto-delat-esli-on-ne-ukladyivaetsya-v-opredelennyie-sroki/amp