Как выходит путешественник из затруднительного положения софия. Подберезье — Новгород — Бронницы
История: Дорожник Глушкова или Первый русский путеводитель
Posted By: admin 21.07.2016
Иван Фомич Глушков (1774−1848 г.г.), уроженец Твери, впоследствии тверской вице-губернатор был автором, во всех отношениях, удивительной книги, которая называлась «Ручной дорожник для употребления на пути между императорскими всероссийскими столицами, дающий о городах, по оному лежащих, известия историческия, географическия и политическия с описанием обывательских обрядов, одежд, наречий и видов лучших мест», изданной в Санкт-Петербурге в 1801 году.
Труд, который Глушков посвятил супруге императора, был благосклонно принят государем Александром I и в 1802 году переиздан. А в 1805 году вышло третье издание «Ручного дорожника…» на немецком языке. Сегодня эта книга совершенно забыта, но, как нам кажется, забыта незаслуженно, ведь она хранит в себе много информации, которая и сейчас будет полезна всем тем, кто хоть немного интересуется отечественной историей.
Проделаем и мы, спустя 215 лет, путешествие вместе с Дорожником Глушкова. «Путешественник, оставляя красоты Российской Северной столицы, с умилением взглядывается в последний раз на златые шпицы ея…От Московской заставы удаляется по пути к Царскому Селу и внимательно рассматривает покойную мостовую, великолепные из дикого камня и разноцветных мраморов верстовые столбы, воображает весь блеск сей двадцати двух верстовой дороги, когда она 1100 фонарями в осенние ночи освещена бывает..».
Наш первый отечественный путеводитель интересен не только тем, что в нём описаны все 25 почтовых станций на всём протяжении Государевой дороги, но и приводятся их описания, иногда краткие, а иногда очень подробные и с большим количеством самых различных деталей.
Итак, в 1802 году любой путешественник, проезжавший по старому почтовому тракту, обязательно должен был посетить и все ямы, где нужно было сменить лошадей. Это: Ижоры, Тосно, Померанье, Чудово, Спасская Полисть, Подберезье, Новгород, Бронницы, Зайцево, Крестцы, Рахино, Яжелбицы, Зимогорье, Едрово, Хотилово, Вышний Волочек, Выдропуск (Выдропужск), Торжок, Медное, Тверь, Воскресенское, Завидово, Клин, Пешки, Черная –Грязь. Разумеется, не остались без внимания автора и другие города и села, которые лежали на этом пути. Сегодня трасса Москва- Санкт – Петербург часть из вышеперечисленных населенных пунктов оставляет в стороне, но 200 с лишнем лет назад тракт проходил именно по этому маршруту.
«Ижора…Отсюда дорога имеет направление совершенно по прямой линии. Она так ведена в 1712 году от Адмиралтейского шпица на Москву по велению Петра I Морской Академии профессором Феркварсоном».
В Чудове это совершенно прямая дорога протяженностью в 120 верст, заканчивается…и все начинает преображаться. «Открывается множество приятных видов, встретятся обширные со спелым хлебом поля, толпы работающих поселян и луга с пасущимися на них стадами…» .
Интересны и сами названия, со временем некоторые из них заметно изменились. Так Новгород у Глушкова – Новугород, а Выдропужск- Выдоропуск….
«Подберезье, неважное селение, состоящее из ямщиков и последняя станция к Новугороду, до которого отсюда 22 версты». А далее следует хвалебная ода Великому Новгороду, которая и сегодня мало кого оставит равнодушным: «Находясь в таким близком расстоянии от сего древнейшего города, в окружностях (окрестности – здесь и далее примечания В.Г.) которого всякий шаг напоминает патриотическую храбрость его жителей, оказанную отражением неприятельских нападений, кто из потомков великих Славян с восхищением не вознесется зреть славу и величие предков своих в веках протекших». Лучше, пожалуй и не скажешь.
У читателя ни на миг не вызывает сомнение тот факт, что сам автор Дорожника проехал, и может быть не один раз, по всей Государевой дороге, чего не скажешь, например, об авторе знаменитого «Путешествия из Петербурга в Москву». Уж слишком много конкретных сведений и описаний мы находим в этой книге. Так,рассказывая о Бронницах, автор отмечает, что здесь есть хорошая гостиница, разумеется, не забыта и главная местная достопримечательность – Бронницкая гора.
Автор Дорожника указывает в своих описаниях и все путевые дворцы, называя их Имперскими. Вот перечень населенных пунктов, где в 1802 году эти дворцы были: Чудово, Спасская Полисть, Зайцево, Крестцы, Яжелбицы, Валдай, Едрово, Хотилово, Вышний Волочёк, Выдропуск, Торжок, Медное, Тверь, Клин, Пешки. Но мы знаем также, что путевые дворцы есть еще в Москве, Солнечногорске, Городне и в Новгороде. Причем, в Спасской Полистье и Хотилове они были деревянными.
Описывая Валдай, Глушкову приходят на память для сравнения швейцарские ландшафты, а Валдайские горы он сравнивает с Пиренейскими.
О валдайских баранках и их продавщицах знают многие, но менее известно, что « Валдай, небольшое прежде село, увеличено в царствование Алексея Михайловича поселением пленных поляков».
Что касается Иверского монастыря, то в Дорожнике есть история его создания в 1633 году Патриархом Никоном в честь иконы Божьей Матери Иверской, привезенной из монастыря того же имени с Афонской Горы.
Рассказ о Вышнем Волочке включает подробное описание первой в России искусственной водной системы, по которой в год «проходило до 900 судов, не считая лодок». Глушков называет это «водяной коммуникацией».
Приводит он и местную поговорку: «Здесь вода в карман, а спуск на барабан». Которую можно понять, как то, что большая вода давала доход, а когда начинался ее спуск, то били в барабан.
Автор описывает не только достопримечательности, но и жителей тех городов, по которым проходит Государева дорога. Вот как он пишет о вышневолоцких женщинах: «Женщины здешние без исключения во всех частях плотны». Кто знает, может быть, и по этому признаку сегодня можно отличить коренных жительниц В.Волочка от приезжих…И далее: «Здесь женщины страстно привязаны к обработке льна и холстов..». Или: «Вышневолоцкие женщины почти поют свои слова».
Дорожник просто изобилует описаниями с натуры того времени: «Чем более въезжаешь во внутренность России, тем многообразнее и привлекательнее покажутся окружности. Нигде не приметишь дикой ни к чему неспособной земли или болота; но везде увидишь обработанные поля, зеленеющие муравою луга, обчищенные рощи и хорошо выстроенные помещичьи дома».
А вот и Торжок. «Лучшее, – пишет Глушков,- находится на правой стороне Тверцы, расположенное амфитеатром по косогору уступами к реке склоняющемуся». Автор насчитал в Торжке того времени 23 приходских церкви, а в каменном гостином дворе располагалось 111 лавок. Есть здесь и описание местных жителей: «Мужчины гостеприимны, обходительны, говорят чисто…женщины же еще более сохраняют седую древность…».
Насколько сегодня трасса совпадает или не совпадает с прежним почтовым трактом можно судить по небольшому путевому замечанию: « На пути от Торжка до Меднова…одна прекрасная усадьба Г-на Глебова на горе, рощами окруженная, уже заставляет любоваться собою». Сегодня от трассы до усадьбы Глебовых-Стрешневых Раек-Знаменское 3 км, и усадьбой уже не полюбуешься.
«Медное небогатое село, стоящее по обеим сторонам Тверцы, имеет изрядную церковь и против её каменный Императорский дворец». Церковь Казанской Божьей Матери 1764 года постройки, можно увидеть и сегодня в этом старинном русском селе, а вот от путевого дворца остались одни развалины. Также как и в Выдропужске.
Наш путь подходит к Твери. «Под самою Тверью, проехав густой лес, стоит на глубоких песках мужской Малицкий монастырь Святого Николая, окруженный каменной стеной с башнями».
Как мы уже говорили, Иван Фомич был уроженцем Твери…и большим ее патриотом. Его рассказ о своем родном городе – это настоящее признание в любви.
Приводит он и конкретные сведения о Твери того времени: «Кроме всех изрядных строений, прямых и широких улиц, которыми Тверь славится, находятся в ней: 2 монастыря, 29 каменных церквей, Архиерейский загородный дом, публичный Воксал…» . Тот самый «воксал», который дал Твери улицу Вокзальную, не имеющую с вокзалами ничего общего. Как бы предваряя наш удивленный вопрос, Глушков сам на него дает исчерпывающий ответ: «Вы хотите знать, что есть Воксал? Это публичный сад, лежащий на крутом берегу Волги…Многолюдство в нем бывает великое».
И сегодня в Твери сохранились фрагменты это Вокзального сада ( 1770-е годы). К сожалению, всё здесь находится в полном запустении, но даже в таком состоянии огромное впечатление производят вековые дубы.
С годами многое из нашей жизни уходит бесследно, как это произошло с тверскими пряниками. А двести лет назад они были своеобразной визитной карточкой Твери. « Тверской продукт есть жемки, крупчатые на меду с разными пряными кореньями, весьма вкусные и как снег белые пряники. Их есть разные виды: коврижки (четвероугольные), рыжики (круглой фигуры), стерлядки (рыбки), жемки (квадратные маленькие пластины)».
И, разумеется, автор не мог не сказать о тверских представительницах слабого пола: «Особливо женщины хорошие домоводки и огородницы». И еще: «Между девицами примечается так же отличительная нравственность. Никогда хорошо воспитанную девицу не увидишь одну в публичном месте, а чтобы идти ей на гулянье, в церковь или ряды, то неотъемлемо провожает её замужняя женщина».
Есть в Дорожнике и еще одно замечание, мимо которого мы не может пройти мимо. «Недалеко от Твери по большой дороге, примечается как дорогая редкость большой мост из дикого камня через разливистую речку тремя арками построенный». Нельзя не заметить, что по своему описанию мост очень напоминает «Чертов мост», построенный знаменитым тверским архитектором Николаем Александровичем Львовым в усадьбе Василёво под Торжком. Вполне возможно, что и автором данного моста, который не сохранился, был тоже Львов, тем более, что во второй половине XVIII века он активно использовал дикий камень в своих проектах.
Рассказ о путешествии того времени был бы не полным без самых разнообразных ямщицких историй. Вот лишь одна из них: «Любитель музыки, который слыхал лучших итальянских певцов и виртуозов, поверит ли, что иногда русские ямщики одно колено (куплет- прим В.Г.) песни поют 30 верст, от одной станции до другой».
Позади Клин, где местные крестьяне славились изготовлением «лучшей из лыка обуви», под названием «клинские лапти»; ям в Пешках с Императорским дворцом, и последняя остановка под звучным названием Черная – Грязь.
Путь, длиною в 728 верст, как гласит Таблица о платеже прогонов того времени, позади. Вот мы и в Москве.
«Путешественник непосредственно через Тверскую заставу въезжает в Москву, и океан ее многолюдства прибавляет собою». Этими словами и заканчивает свое повествование Иван Фомич Глушков.
Вместо послесловия
К сожалению, так удачно начатое дело по составлению и изданию туристских путеводителей, не получило дальнейшего развития в последующие годы. Но из одной из своих поездок во Францию я привез интересную книгу – Louis Viardot «Les musées d’Allemagnes et de Russie» Paris 1844, (Луи Виардо «Музеи Германии и России» – перевод с французского В. Г.), приобретенную для меня одним моим старинным знакомым на блошином рынке города Монпелье.
Эта книга явилась продолжением путеводителей по музеям Италии, Испании, Англии и Бельгии и впоследствии стала частью фундаментального пятитомного труда «Musées d’Europe » («Музеи Европы»), автором которого был супруг известной певицы Полины Виардо – Луи Виардо.
Книга Виардо имеет и подзаголовок – «Путеводитель и путевые записки артиста и путешественника», и содержит целый ряд интересных описаний, конечно же, прежде всего, Санкт-Петербурга и его музеев, но не только.
«Санкт-Петербург – это, конечно ж, город итальянский, французский, английский, немецкий, и уже совсем не русский. Только Москва может называться этим именем».
Автор путеводителя откровенно написал о том, что увидел в России в середине XIX век, а именно «цивилизацию, окруженную варварством, девятнадцатый век в тринадцатом».
Виктор ГРИБКОВ – МАЙСКИЙ,
член Союза журналистов России
Онлайн чтение книги Путешествие из Петербурга в Москву
БРОННИЦЫ
Между тем как в кибитке моей лошадей переменяли, я захотел посетить высокую гору, близ Бронниц находящуюся, на которой, сказывают, в древние времена, до пришествия, думаю, славян, стоял храм, славившийся тогда издаваемыми в оном прорицаниями, для слышания коих многие северные владельцы прихаживали. На том месте, повествуют, где ныне стоит село Бронницы, стоял известный в северной древней истории город Холмоград. Ныне же на месте славного древнего капища построена малая церковь.
Восходя на гору, я вообразил себя преселенного в древность и пришедшего, да познаю от державного божества грядущее и обрящу спокойствие моей нерешимости. Божественный ужас объемлет мои члены, грудь моя начинает воздыматься, взоры мои тупеют, и свет в них меркнет. Мне слышится глас, грому подобный, вещаяй:
– Безумный! Почто желаешь познати тайну, которую я сокрыл от смертных непроницаемым покровом неизвестности? Почто, о дерзновенный! познати жаждешь то, что едина мысль предвечная [85] Предвечная – не имеющая начала; здесь: божественная. постигать может? Ведай, что неизвестность будущего соразмерна бренности твоего сложения. Ведай, что предузнанное блаженство теряет свою сладость долговременным ожиданием, что прелестность настоящего веселия, нашед утомленные силы, немощна произвести в душе столь приятного дрожания, какое веселие получает от нечаянности. Ведай, что предузнанная гибель отнимает безвременно спокойствие, отравляет утехи, ими же наслаждался бы, если бы скончания их не предузнал. Чего ищеши, чадо безрассудное?
Премудрость моя все нужное насадила в разуме твоем и сердце. Вопроси их во дни печали и обрящешь утешителей. Вопроси их во дни радости и найдешь обуздателей наглого счастия. Возвратись в дом свой, возвратись к семье своей; успокой востревоженные мысли; вниди во внутренность свою, там обрящешь мое божество, там услышишь мое вещание. – И треск сильного удара, гремящего во власти Перуна, раздался в долинах далеко.
Я опомнился. Достиг вершины горы и, узрев церковь, возвел я руки на небо.
– Господи, – возопил я, – се храм твой, се храм, вещают, истинного, единого бога. На месте сем, на месте твоего ныне пребывания, повествуют, стоял храм заблуждения. Ноне могу поверить, о всесильный! чтобы человек мольбу сердца своего воссылал ко другому какому-либо существу, а не к тебе.
Мощная десница твоя, невидимо всюду простертая и самого отрицателя всемогущия воли твоея нудит признавати природы строителя и содержателя. Если смертный в заблуждении своем странными, непристойными и зверскими нарицает тебя именованиями, почитание его, однако же, стремится к тебе, предвечному, и он трепещет пред твоим могуществом. Егова, Юпитер, Брама; бог Авраама, бог Моисея, бог Конфуция, бог Зороастра, бог Сократа, бог Марка Аврелия, бог христиан, о бог мой! ты един повсюду. [86] Егова (Иегова), Юпитер, Брама – имена божеств в иудейской, древнеримской, индийской религиях. Авраам, Моисей – библейские персонажи. Конфуций (551–479 до н. э.) – древнекитайский философ. Зороастра (Заратуштра) – мифический пророк древних народов Средней Азии, Персии, Азербайджана. Сократ (469–399 до н. э.) – древнегреческий философ. Марк Аврелий (121–180) – римский император. Если в заблуждении своем смертные, казалося, не тебя чтили единого, но боготворили они твои несравненные силы, твои неуподобляемые дела. Могущество твое, везде и во всем ощущаемое, было везде и во всем поклоняемо. Безбожник, тебя отрицающий, признавая природы закон непременный, тебе же приносит тем хвалу, хваля тебя паче нашего песнопения. Ибо, проникнутый до глубины своея изящностию твоего творения, ему предстоит трепетен. Ты ищешь, отец всещедрый, искреннего сердца и души непорочной; они отверсты везде на твое – пришествие. Сниди, господи, и воцарися в них.
И пребыл я несколько мгновений, отриновен [87] Отриновен – отрешен. окрестных мне предметов, нисшед во внутренность мою глубоко. Возвед потом очи мои, обратив взоры на близ стоящие селения:
– Се хижины уничижения, – вещал я, на месте, где некогда град великий гордые возносил свои стены. Ни малейшего даже признака оных не осталося.
Рассудок претит имети веру и самой повести: столь жаждущ он убедительных и чувственных доводов. И все, что зрим, прейдет; все рушится, все будет прах.
Но некий тайный глас вещает мне, пребудет нечто вовеки живо.
С течением времен все звезды помрачатся,
померкнет солнца блеск; природа, обветшав лет дряхлостью, падет.
Но ты во юности бессмертной процветешь,
незыблемый среди сражения стихиев,
развалин вещества, миров всех разрушенья. [88] Смерть Катонова, трагедия Еддисонова, дейс. V, явлен. I. (Прим. автора.) Радищев цитирует популярную в России трагедию английского писателя Аддисона (1672–1719) из истории борьбы римлян-республиканцев против диктатуры Юлия Цезаря.
Краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам читать (краткий пересказ)
“Путешествие из Петербурга в Москву” Радищева – это выдающееся произведение русской литературы XVIII века.
В это статье читайте онлайн краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам: краткий пересказ основных событий из каждой главы произведения.
Действие “Путешествия” происходит во второй половине XVIII века летом, в конце июля – начале августа.
Краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” по главам (краткий пересказ)
Во вступлении автор “Путешествия” говорит, что многие беды случаются с человеком из-за того, что он не смотрит прямо на вещи. Также автор надеется, что его книгу поддержит хотя бы часть читателей.
(Ленивый комиссар)
Приехав ночью в Софию, автор просит у комиссара свежих лошадей для продолжения пути. Но комиссар ленится работать ночью, поэтому врет, что свободных лошадей нет. На самом деле в конюшне стоит около 20 лошадей. Не добившись помощи от комиссара, автор обращается к ямщикам. За небольшие “чаевые” ямщики в тайне от комиссара запрягают лошадей. Автор наконец уезжает.
Любани
(Разговор с крестьянином в поле)
Чтобы отдохнуть от плохой дороги, автор идет пешком. Он видит мужика, пашущего в поле в разгар жары. Автор спрашивает, почему он пашет в праздник, ведь это считается грехом. Крестьянин объясняет, что 6 дней в неделю барин заставляет его пахать на него. Мужику остается воскресенье, чтобы прокормить семью. От этого рассказа автору становится стыдно за всех помещиков и за себя. Автор признает, что сам тоже иногда плохо относится к своему слуге Петрушке.
Чудово (Морская прогулка)
В Чудово автор встречает своего приятеля – господина Ч., которые рассказывает ему о своей ужасной морской прогулке. Во время плавания судно застряло в камнях в 1,5 верстах (1,6 км) от берега и начало тонуть. Рулевой судна, Павел, поплыл к берегу за помощью. На берегу ему отказали в помощи, так как начальник спал и его не хотели будить. Наконец Павлу удалось найти помощь и спасти людей.
Попав на берег, господин Ч. пошел к начальнику, который спал днем. На претензии начальник спокойно ответил, что он по должности не обязан спасать людей.
Рассказав эту грустную историю, господин Ч. прощается с автором и уезжает.
Спасская полесть
(Любитель устриц, жертва правосудия и сон о слепом правителе)
Автор ночует на станции. С ним в комнате спит присяжный заседатель с женой. Заседатель рассказывает жене историю о наместнике (высокопоставленном чиновнике), который очень любил устрицы. Он посылал подчиненных в командировки за устрицам и за “хорошую службу” давал им повышения и т.д.
Утром странный человек просит автора подвезти его в своей кибитке. В дороге человек рассказывает, что он стал жертвой произвола чиновников. Из-за безразличия чиновников он, честный гражданин, потерял деньги, положение в обществе, семью. Его разыскивает полиция, поэтому он бежит куда глаза глядят.
В пути автор засыпает, ему снится сон. Во сне он видит себя великим правителем. Он уверен, что в государстве дела идут прекрасно. Внезапно в толпе он замечает женщину. Она называет себя врачом по имени Истина. Женщина снимает с глаз правителя пелену, и он прозревает. Он видит, что чиновники его обманывали, в государстве нет порядка и народ несчастлив.
В ужасе автор просыпается.
Подберезье
(Встреча с семинаристом)
В Подберезье автор знакомится с семинаристом, молодым человеком, закончившим духовную семинарию. Семинарист надеется в Петербурге получить настоящее образование, так как образовании в семинарии мало что дает. Все обучение идет на латинском языке, ученики не получают настоящих знаний и по сути ничему не учатся.
Уходя, семинарист роняет свои бумаги. Автор подбирает их и читает. В записках речь идет о мартинизме. Сам автор не разделяет взгляды семинариста, осуждая мартинистов, мистиков-масонов и т.д.
Новгород
(Размышления об истории Новгорода)
В Новгороде автор размышляет об истории этого города. Новгородское княжество когда-то было могущественным и богатым. Здесь правило народное собрание, то есть жители стремились к демократии. Но Иван Грозный завоевал и разорил Новгород. Автор спрашивает себя: имел ли право Иван Грозный захватывать Новгород и нужно ли право, когда есть сила.
Из летописи Новгородской
(Демократия в Новгороде и аферист Карп Дементьевич)
Автор рассказывает о жизни в Новгороде в XV веке. Здесь якобы уже тогда были попытки создать демократию. (По словам ученых, Радищев не владел всей информацией и поэтому идеализировал жизнь в Новгороде. На самом деле, там не было демократии и власть была в руках богатых).
В Новгороде автор посещает своего знакомого – афериста Карпа Дементьевича, купца, именитого гражданина. Карп берет у людей деньги, но не поставляет им товар. Чтобы избежать правосудия, он оформил дом на жену. Подобные аферы происходят по всей России в XVIII веке, так как торговые законы не работают и нуждаются в доработке.
Бронницы
(Размышления о Боге)
Во время остановки в Бронницах автор идет на гору, где когда-то стоял языческий храм. Стоя на горе, автор размышляет о жизни и Боге. Автор считает, что Бог дал человеку жизнь, но человек должен сам творить свое счастье, а не надеяться на помощь Бога.
Зайцово
(Убийство жестокого помещика и свадьба стариков)
В Зайцове автор встречает своего приятеля, господина Крестьянкина, который служил председателем уголовной палаты. На службе он однажды разбирал дело одного жестокого помещика. Барин изнурял крестьян работой, избивал, морил голодом и т.д. Измученные крестьяне в конце концов забили насмерть самого барина и его сыновей. Крестьянкин признал крестьян невиновными, но его коллеги требовали наказать крестьян. Чтобы не участвовать в несправедливом суде над крестьянами, Крестьянкин уволился.
Рассказав свою историю, Крестьянкин прощается с автором и уезжает.
В тот же день автор получает письмо от приятеля из Петербурга. Приятель сообщает, что недавно в Петербурге поженились 62-летняя дама и 78-летний барон Дурындин. Дама когда-то была женщиной непристойного поведения и организовала целый “дом терпимости”. На этом грязном деле она разбогатела. Барон Дурындин женился на ней ради денег. Сама она вышла замуж, чтобы избавиться от одиночества.
Крестьцы
(Прощание отца с сыновьями)
В Крестьцах автор видит сцену прощания отца с сыновьями. Сыновья уезжают из дома, чтобы начать самостоятельную жизнь. Отец говорит сыновьям умные, добрые и трогательные слова, дает им наставления, как жить в обществе. Наконец сыновья садятся в повозку и уезжают. Растроганный этой сценой, автор размышляет об отношениях родителей с детьми и т.д.
Яжелбицы
(Похороны сына)
Проезжая мимо кладбища, автор видит похороны. Отец хоронит сына. Несчастный отец рвет на себе волосы, обвиняя себя в смерти сына. Отец винит себя в том, что его сын был больным с самого рождения.
Автор понимает, о чем говорит несчастный отец. Автор вспоминает, что во времена своей бурной молодости он болел венерической болезнью. Для лечения болезни он принял лекарство (вероятно, ртуть). Это лекарство по сути является ядом, который может влиять на здоровье будущих детей. После такого “лекарства” у мужчины могут родиться больные дети. Автор размышляет о том, как общество может бороться с развратом и его последствиями.
Валдаи
(Развратный городок Валдаи)
Автор проезжает Валдаи, развратный городок, который славится своими развратными женщинами. В Валдаях многие путешественники останавливаются, чтобы попариться в бане с местными развратными женщинами. Этим и славится городок Валдаи.
Едрово
(Крестьянка Анна)
В пути у дороги автор видит толпу деревенских женщин. Автор считает, что крестьянки во многом привлекательнее, чем городские дамы, которые носят корсеты и дорогие платья.
Автор заводит беседу с одной из крестьянок, девушкой Анной. Она рассказывает, что она и ее жених Ванюша не могут пожениться, пока не заплатят 100 рублей выкупа. Чтобы помочь Анне, автор предлагает ее матери 100 рублей. Но выясняется, что выкуп больше не требуется. Тогда автор предлагает деньги на нужды молодоженов. Но мать не принимает их несмотря на бедность. Всем известно, что дворяне дарят подарки крестьянкам, чтобы загладить вину за развратные действия. Гордая мать не хочет, чтобы о дочери думали плохо, поэтому не берет деньги.
Простившись с Анной, автор размышляет о неравных браках, о том, что крестьянок выдают замуж за 10-летних мальчиков, а богатые старики-дворяне женятся на юных девочках. Автор считает это неправильным.
Хотилов. Проект в будущем
(Проект об отмене крепостного права)
Выйдя из своей кибитки, автор видит на земле сверток. В свертке неизвестный господин излагает свои мысли о крепостном праве. Он называет крепостничество злом и преступлением и призывает дворян и правительство отменить его.
Автор узнает, что этот сверток обронил его приятель. Также, помимо свертка, приятель забыл на станции пачку других бумаг. Автор оставляет бумаги себе и читает.
Вышний Волочок
(Хозяйственный помещик)
Проезжая Вышний Волчок, автор видит прекрасные поля и корабли с товарами. Он понимает, что за этим внешним процветанием стоит кровь и пот несчастных крестьян.
Автор вспоминает историю об одном помещике, который решил сделать свое имение более доходным. Он заставил крестьян работать на себя круглый год без выходных (что незаконно), отобрал у них их землю и скот, сам выдавал пищу и т.д. Имение начало давать высокий доход, но крестьяне жили ужасно.
Автор отмечает, что таких помещиков общество хвалит и ставит в пример другим. Но, по мнению автора, такие помещики – варвары, которых нужно наказывать.
Выдропуск. Проект в будущем
(О придворных и роскоши)
Автор разбирает бумаги приятеля, среди которых находит интересный проект о придворных чинах. В проекте речь идет о том, что правители (в частности, Екатерина II) окружают себя толпой придворных и роскошью, но главное в правителе – его поступки.
Торжок
(Об отмене цензуры)
В Торжке автор встречает человека, который едет в Петербург. Этот господин надеется добиться отмены цензуры в Торжке, чтобы можно было печатать любые книги. Господин считает, что в сильном и стабильном демократическом обществе цензура не нужна, что народ – лучший цензор. Но в России в XVIII в. цензура жестко контролирует печать книг.
Краткое повествование о происхождении ценсуры
(История зарождения цензуры)
Автор рассказывает читателям об истории цензуры. Цензура появилась в XV веке в немецком городе Майнце – там же, где появилось книгопечатание. В 1486 г. в Майнце местный архиепископ ввел контроль над переводами иностранных книг. За нарушение указа полагалось проклятие и штраф. Таким образом, цензура была изобретена церковью, а первыми цензорами были священники.
Медное
(Продажа крестьян с торгов)
Продолжая поездку, автор читает заметку о продаже имения и крестьян с торгов. Многие дворяне пропивают и прогуливают свое состояние. За долги на торгах продаются их дом и крестьяне. Часто семью крестьян продают не целиком, а по одному человеку разным хозяевам (дети отдельно от родителей и т.д.). Для крестьян это настоящая трагедия, но закон не защищает их интересы.
Тверь
(О состоянии поэзии в России)
Обедая в Твери, автор знакомится с одним господином, “новомодным поэтом”. Он жалуется на то, что поэзия в России не развивается, что дворяне говорят на французском языке, что все стихи пишут только ямбом и т.д.
Господин читает автору свои стихи – оду «Вольность», которую надеется напечатать. Прослушав оду, автор прощается с поэтом и едет дальше.
Городня
(Проводы в армию)
В Городне автор видит проводы крестьян в армию. Старушка-мать провожает единственного сына, без которого она обречена умереть с голоду.
Здесь же стоит веселый крестьянин Ванюша. Для него армия – счастье после унижений, которые он вынес от своих жестоких помещиков.
Здесь же стоят трое несчастных крестьян в кандалах. Помещик продал их в солдаты незаконным путем, чтобы купить себе новую карету.
Здесь же стоит француз. По профессии парикмахер, он работал матросом, лакеем и т.д. Не умея писать, он даже работал учителем у русских помещиков. Чтобы не умереть с голоду, он продал себя за 200 рублей, записался в крестьяне и идет в армию.
Завидово
(Лошади для “его превосходительства”)
На остановке в Завидово автор видит офицера, помощника важной персоны, “его превосходительства”. Наглый офицер требует подать 50 лошадей для начальника. Он собирается отобрать у автора его трех лошадей, но автор дает наглецу отпор.
Когда “его превосходительство” приезжает, ямщики меняют лошадей с невиданной быстротой и отпускают в путь.
Этот случай наводит автора на мысли о том, что глупые люди привыкли пресмыкаться и унижаться перед “важными персонами”. Но умные люди знают, что за внешней важностью часто скрывается ничтожество, не достойное уважения.
Клин
(Слепой старик и платок)
На станции в Клину автор видит, как слепой старик поет песни. Нищие крестьяне дают старику милостыню по 5 копеек. Автор дает старику 1 рубль, но тот отказывается принять деньги. Вместо денег старик просит дать ему что-нибудь полезное, например, платок от холода. Автор с радостью отдает свой платок. Вскоре автор узнает, что перед смертью старик носил платок, когда заболел и в нем же был похоронен. Автору приятно, что платок пригодился несчастному старику в его последние дни.
Пешки
(Внутри крестьянской избы)
Остановившись в Пешках, автор обедает в крестьянской избе. Хозяйка рассказывает ему, что жизнь крестьян тяжела. Крестьяне едят плохой хлеб и не могут купить сахара, хотя именно крестьяне производят и хлеб, и сахар. Крестьянка считает это несправедливым.
Автор видит, какая нищета царит в крестьянской избе. Он размышляет о том, почему помещики грабят своих крестьян и доводят до нищеты. Помещики не думают о крестьянских детях, живущих в голоде и болезнях.
Автор призывает читателей-помещиков прислушаться к своей совести и перестать издеваться над бедными крестьянами.
Черная грязь
(Свадьба по принуждению)
В Черной грязи автор видит печальную свадьбу. Двое крестьян женятся по принуждению своего барина. У молодоженов печальные и унылые лица, они ненавидят друг друга.
Автор размышляет о браках по принуждению, которые не приносят никому счастья и являются преступлением.
Слово о Ломоносове
В этой главе автор представляет читателям статью о Ломоносове, которую он получил от поэта из главы “Тверь”.
В статье поэт говорит о значении Ломоносова в русской культуре. По мнению поэта, Ломоносов был первопроходцем во многих областях, но самый большой вклад он внес в русскую словесность.
Ознакомив читателей с этой статьей, автор прощается с читателями. Он подъезжает к Москве.
Это было краткое содержание “Путешествия из Петербурга в Москву” Радищева по главам: краткий пересказ ключевых событий из каждой главы произведения.
Источники:
http://gazeta-delovoy-mir.ru/2016/07/21/dorozhnik-glushkova/
http://librebook.me/puteshestvie_iz_peterburga_v_moskvu/vol1/10
http://www.literaturus.ru/2016/06/kratkoe-soderzhanie-puteshestvie-iz-peterburga-v-moskvu-po-glavam.html