Методическая копилка “картотека арт-терапевтических упражнений”. Конспект подгруппового комбинированного занятия по развитию личности и речи с использованием изотерапии и игротерапии “морское путешествие
Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
Малькова Ольга Анатольевна
Картотека арт-терапевтических упражнений для детей старшего дошкольного возраста
1. Упражнение “Цветок”
Цель: снятие эмоционального напряжения, развивать мелкую моторику рук, воображение.
Материалы: бумага, кисти, краски, карандаши, фломастеры.
Инструкция. Предложить ребёнку закрыть глаза и представить красивый цветов. Попытаться вообразить все до мелочей. Потом открыть глаза и изобразить все, что представлял. Придумать историю про него.
Примечания: если ребёнок сочинил грустную историю или у цветка плохое настроение, то предложить изменить рисунок или историю так, чтобы настроение стало хорошим.
2. Упражнение “Маска”
Цель: развивать пространственное мышление, речь, воображение. Дать возможность попробовать новые роли.
Материалы: картон, цветная бумага, фломастеры, резинка для крепления маски, ножницы.
Инструкция. Необходимо, чтобы ребёнок представил, что его пригласили на бал-маскарад. Какую маску одеть? Предложить попробовать её сконструировать и придумать историю, которая могла бы случиться на балу с этими масками.
Примечания: не нужно показывать ребёнку образец, можно только помочь с конструкцией. Включиться в игру и проиграть ситуацию в разных вариантах.
3. Упражнение “Каракули”
Цель: развивать воображение, мелкую моторику пук, снять эмоциональное напряжение, умение понимать партнёра без слов.
Материалы: бумага, карандаши.
Инструкция. Дать возможность ребёнку нарисовать линии, какие только захочет. Затем продолжить рисунок ребёнка. Придумать вместе на что похожи каракули. До рисовать недостающие детали.
Примечания: в ходе упражнения вести своеобразный диалог на бумаге, который может продолжаться до тех пор, пока оба не решат, что рисунок закончен.
4. Упражнение “Музыкальный калейдоскоп”
Цель: развивать воображение, учить выражать свои эмоции на бумаге.
Материалы: краски, кисточки, записи классической музыки.
Инструкция. Предложить ребёнку нарисовать музыку, которую он слышит, используя любые линии и цвета так, как почувствует.
5. Упражнение “Ловкие пальчики”
Цель: в адекватной форме выпустить агрессию и прочие негативные проявления.
Материалы: гуашь или пальчиковая краска, лист бумаги.
Инструкция. Предложить малышу по рисовать всей ладошкой, кончиками пальцев, костяшками пальцев, ребром ладони, используя гуашь.
Примечания: не надо давать какое-то определённое задание. Просто позволить раскрепоститься и испытать необычные ощущения.
6. Упражнение ” Сырой лист”
Цель: снять напряжения, тактильная стимуляция, развитие воображения.
Материал: акварель, кисть, ёмкость с водой, губка.
Инструкция. Попросить ребёнка намочить губкой лист бумаги и ставить на нем точки, рисовать линии, наблюдая, как растекаются краски.
7. Упражнение “Мелки- наперегонки”
Цель: гармонизация эмоционального состояния, физическая и эмоциональная стимуляция.
Материал: мелки, лист картона.
Инструкция. Предложить ребёнку в разном темпе (медленно- быстро) делать штрихи на листе.
8. Упражнение ” Лицо”
Цель: познание внутреннего мира ребёнка, проработка темы взаимоотношений с родителями.
Материал: шаблоны с изображением лиц (мужского, женского, детского, краски, кисточки.
Инструкция. Попросить ребёнка раскрасить шаблоны лиц и прокомментировать свою работу.
Картотека арт-терапевтических упражнений для детей дошкольного возраста Упражнение «Рисование себя» Цель: Самораскрытие, работа с образом «Я». Нарисовать себя в виде растения, животного, схематично. Работы не.
Картотека игр и упражнений для развития дыхания для детей старшего дошкольного возраста по системе Стрельниковой М. Н. В работе на развитием музыкального восприятия, формированию знаний неречевых звучаний, слуховых ощущений и внимания ребенка я активно применяю.
Картотека опытов для детей старшего дошкольного возраста Главная цель экологического воспитания – формирование начал экологической культуры. Воспитание любви к природе должно идти через практическое.
Картотека пальчиковых игр и упражнений для детей дошкольного возраста Цель: развитие мелкой моторики, координации движений пальцев рук. Игрушки «Шарик» Все пальчики обеих рук – «в щепотке» и соприкасаются.
Картотека спортивных упражнений и подвижных игр для детей старшего дошкольного возраста Игры и упражнения со снегом «Точный пас». Играющие распределяются на пары. У каждого ребенка клюшка, у одного ребенка в паре в руках шайба.
Картотека тематических игр и упражнений по развитию речи для детей дошкольного возраста (2 часть) Вашему вниманию предлагаю 2 часть картотеки тематических игр и упражнений по развитию речи. Тема: «Обувь». 1. Пальчиковая игра «Сколько.
Конспект и фотоотчёт игровых упражнений с хоккейной клюшкой для детей старшего дошкольного возраста Игровые упражнения с хоккейной клюшкой. Цель: Способствовать радостному, эмоциональному объединению детей в совместной деятельности в.
Методическая разработка «Сборник арт-терапевтических техник и упражнений в коррекции страхов у детей дошкольного возраста» Предисловие …Мы взялись за дела. Страх берет, а в комнате Уж совсем стемнело Я рисую, я держусь Из последней мочи. Свет зажег бы, да.
Методическая разработка «Страшно смешные страхи». Сборник арт-терапевтических техник и упражнений преодоления страхов у детей Предисловие …Мы взялись за дела. Страх берет, а в комнате Уж совсем стемнело Я рисую, я держусь Из последней мочи. Свет зажег бы, да.
Презентация «Картотека упражнений по арт-терапии» Арт-терапия (лат. ars — искусство, греч. therapeia — лечение) представляет собой методику лечения и развития при помощи художественного.
Изотерапия как нестандартная форма работы с детьми дошкольного возраста. Изотерапия – как нетрадиционная форма работы с детьми дошкольного возраста
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 13 Кировского района Волгограда»
Чибасова Ольга Владимировна
«Использование изотерапии на занятиях по изодеятельности».
Изотерапия – это одно из направлений арт-терапии, применяющее в своей работе методы изобразительного искусства. Данное направление получило широкое распространение как в работе с взрослыми, так и с детьми. Термин арт-терапия был введен в употребление Адрианом Хиллом в 1938 году. Это словосочетание было применено относительно всех видов занятий искусством, которые осуществлялись в центрах и больницах психического здоровья. Основная цель арт-терапии заключается в развитии гармонизации личности через способность самопознания и самовыражения.
Изотерапию относят к наиболее популярному и доступному методу познания себя. На холсте или бумаге можно выразить свои страхи, мысли, надежды, глубоко затаившиеся внутри человека. Это направление способствует освобождению от отрицательных эмоций, снимает нервное напряжение. У дошкольников изотерапия разгружает нервную систему, стимулирует развитие моторики, успокаивает психику.
Изотерапия успешно применяется в работе с детьми у которых отмечается нарушение слуха и речи, задержка умственного развития. Дошкольники имеющие патологию нервной системы благодаря изотерапии достаточно быстро выходят на контакт с психологами и педагогами.
Преимущества изотерапии перед другими формами психотерапевтической работы:
практически каждый человек (независимо от своего возраста) может участвовать в изотерапевтической работе, которая не требует от него каких-либо способностей к изобразительной деятельности или художественных навыков;
изотерапия является средством преимущественно невербального общения. Это делает ее особенно ценной для тех, кто недостаточно хорошо владеет речью, затрудняется в словесном описании своих переживаний;
изобразительная деятельность является мощным средством сближения людей. Это особенно ценно в ситуациях взаимного отчуждения, при затруднении в налаживании контактов;
продукты изобразительного творчества являются объективным свидетельством настроений и мыслей человека, что позволяет использовать их для оценки состояния, проведения соответствующих исследований;
изотерапия является средством свободного самовыражения, предполагает атмосферу доверия, терпимости и внимания к внутреннему миру человека;
изотерапевтическая работа в большинстве случаев вызывает у людей положительные эмоции, помогает преодолеть апатию и безынициативность, сформировать более активную жизненную позицию;
Занятия с использованием приемов изотерапии позволяют решать следующие важные педагогические задачи:
Воспитательные: Взаимодействие строится таким образом, чтобы дети учились корректному общению, сопереживанию, бережным взаимоотношениям со сверстниками и взрослыми. Это способствует нравственному развитию личности. Складываются открытые, доверительные, доброжелательные отношения с педагогом.
Коррекционные: Достаточно успешно корректируется образ “Я”, который ранее мог быть деформированным, улучшается самооценка, исчезают неадекватные формы поведения, налаживаются способы взаимодействия с другими людьми. Хорошие результаты достигаются в работе с некоторыми отклонениями в развитии эмоционально-волевой сферы личности.
Психотерапевтические /лечебные/: “Лечебный” эффект достигается благодаря тому, что в процессе творческой деятельности создается атмосфера эмоциональной теплоты, доброжелательности. Возникают ощущения психологического комфорта, защищенности, радости, успеха. В результате мобилизуется целебный потенциал эмоций.
Диагностические: Арттерапия позволяет получить сведения о развитии и индивидуальных особенностях ребенка. Это корректный способ понаблюдать за ним в самостоятельной деятельности, лучше узнать его интересы, ценности, увидеть внутренний мир, а также выявить проблемы, подлежащие специальной коррекции. В процессе занятий легко проявляются характер межличностных отношений и реальное положение каждого в коллективе, а также особенности семейной ситуации. Обладая многосторонними диагностическими возможностями, она может быть отнесена к проективным тестам.
Развивающие: Благодаря использованию различных арт-терапевтических приёмов складываются условия, при которых каждый ребенок переживает успех в той или иной деятельности, самостоятельно справляется с трудной ситуацией. Дети учатся вербализации эмоциональных переживаний, открытости в общении, спонтанности. В целом происходит личностный рост человека, обретается опыт новых форм деятельности, развиваются способности к творчеству, саморегуляции чувств и поведения.
Хочется отметить, что мы работаем в группе компенсирующей направленности для детей НОДА, поэтому одно из направлений интеграции деятельности специалистов ДОУ – коррекционная и развивающая работа по снятию мышечного напряжения, укреплению мышц, и совершенствованию функций кистей рук.
У детей-дошкольников с нарушением речи на занятиях изодеятельности эта работа проходит через специальные приемы изотерапии, игры, упражнения:
Специальные игры и упражнения, направленные на уменьшение мышечного напряжения, которые проводятся в начале занятия или как динамические паузы.
Игровой самомассаж: игры на поглаживание, растирание, разминание, постукивание, покалывание.
Игры и упражнения на тактильные ощущения: с комочком из бумаги, теста, пластилина, глины, с колючими мячами, щетками, палочками и т. п. с теплыми речными камнями, рисование на спине ребенка, на ладошке пальцем.
Приемы и игры на релаксацию: рисование под тихую музыку, пение птиц, шум моря, потрескивание горящего камина. Игры-перевоплощения, физминутки с активным отдыхом.
Приемы изотерапии для уменьшения мышечного напряжения рук.
Рисованием пальцами, ладошками с использованием специальных красок.
Рисование комочком смятой бумаги, полиэтилена, штампом из различных материалов, ватными палочками, поролоновыми тычками.
Выполнение поделок из папье-маше, соленого теста.
Украшение рисунков наклейками, липкими блестками, паетками.
Выполнение коллажей с использованием песка, крупы, природного материала.
Приемы и упражнения изотерапии распределяют нагрузку на мозг во время занятий от переутомлений, повышают общий уровень функционирования нервных структур в обеспечении их мобилизационной готовности к восприятию информации. Такие упражнения и приемы являются эффективным средством совершенствования психических функций: внимания, памяти (словесно-логической, моторной, тактильной, эмоциональной, рефлекторной), зрительно-моторной координации, а также развитие речевой и творческой сфер.
В детском саду такие игры и упражнения можно проводить в начале занятия или как динамическую паузу.
Результаты использования приемов изотерапии:
У детей сформировалось положительное отношение к занятиям, бережное отношение к результатам своего труда и труда других детей;
Некоторые дети с осторожностью относились к пальчиковым краскам, соленому тесту, глине, но глядя на остальных, преодолевали свою неуверенность и действовали свободнее;
Движения пальцев рук становились более точными, плавными и скоординированными;
Взаимодействие детей становилось активнее в процессе создания коллективных работ;
Высказывания детей стали более развернутыми и осознанными, сформировалось умение отвечать на вопросы.
Киселева М. В. Арт-терапия в работе с детьми: Руководство для детских психологов, педагогов, врачей и специалистов, работающих с детьми. СПб., 2008. 160 с.
- -учить проявлять своё эмоциональное состояние, творческие способности в рисунке,
- – развивать умение изображать осеннюю природу с помощью угля, используя прорисовку и растушёвку,
- -закреплять навык изображения деревьев, кустов,
- -формировать умение работать самостоятельно, аккуратно, внимательно,
- -воспитывать любовь к природе, умение видеть красоту в поздней осени.
Материал: картины, уголь, салфетки, тонированные альбомные листы, дыхательные упражнения, релаксационный настрой, игровые упражнения для профилактики перенапряжения и заболеваний, психогимнастика, аромотерапия.
Ход.
1 часть. Дети приглашаются на выставку картин и проходят под музыку на ковёр.
Воспитатель: Ребята, полюбуйтесь, мы попали на выставку поздней осени.
-Назовите пословицы об осени!
Осень идёт и дождь за собой ведёт.
Осень – перемен восемь.
Осенний дождь мелко сеется да долго тянется.
Осень всех наградила и всё загубила.
Давайте рассмотрим, как художники в своих картинах оживили эти пословицы с помощью красок и воображения.
Подойдём к первой картине.
-Какое время года на ней изображено? Почему?
-Посмотрите внимательно, какой месяц осени нарисовал художник? Почему?
-Как называют ноябрь?
Ноябрь – предзимник.
-Какие пословицы вы помните про ноябрь?
Ноябрь – ворота зимы.
В ноябре зима с осенью борется.
Ноябрьские ночи до снега темны.
Разойдитесь и закройте глаза. Покружитесь, покружитесь, на картине появились. Откройте глаза.
Огляните, под ногами осенняя слякоть.
-Какая земля (рыхлая, сырая, серая, тёмная) дорога (неровная, бугристая, в ямах) (Цвет, вид)?
Запачкали ноги, потопаем, почистим. (гимнастика для ног)
Вам не кажется, что- то капает на нас. Взгляните на небо.
-Чем особенно осеннее небо? Какое у него настроение?
Покажите мимикой.
Посмотрите вдаль.
-Какого цвета ноябрьская природа?
-Какого размера деревья у горизонта? Изобразите, какие они (опуститесь)?
-А которые близко к нам, какого размера? Покажите (потянитесь).
-Сможете достать до веток? Почему? Сколько их?
Ой, холодно, все съёжились. Подул осенний ветерок и нас на картину другую унёс. Здесь ветер перестал? Можно расслабиться. (психогимнастика «Холодно- тепло»)
-Как мы догадались, что ветра нет. (по деревьям и кустам)
Но, вдруг, он снова подул и превратил нас в кусты, деревья. (музыка) Деревья закачались, ветки стали наклоняться, раскачиваться и даже некоторые чуть не сломались от силы ветра (выполнение детьми). Как он шумит в ветвях?
-ш-ш-ш-.(психогимнастика и звуковая гимнастика)
Ветер стих и замер лес.
А, ребятки, медленно наклонились, выдохнули, медленно распрямились, прогнулись назад, вдохнули и в группе очутились. (дых. Упр.)
На этом выставка заканчивается. А так хочется продолжить путешествие по осенней природе. Может нам что- нибудь придумать. Давайте нарисуем свои картины поздней осени и погуляем по ним. Согласны. Тогда присаживайтесь.
-Какой цвет поздней осени мы используем в своих картинах?
-Чем можно нарисовать позднюю осень? (угольки закрыты салфеткой)
Воспитатель: Я предлагаю изобразить конец осени углём.
-Как мы держим уголёк?
Он поможет нам получить чёрный цвет, если нажимать сильнее, и серый, если нажимать слабее. Нарисуем воображаемую берёзку. (формообразующие движения)
– А как получить много серого цвета, например, для серой слякоти?
-Для чего нам салфетка?
2 часть. А теперь садитесь красиво изобразите хоть и грустную, но по- своему чудесную осень в ноябре.
Используется подсказ, вопросы, пояснения, указания, музыка.
3 часть.
Выносим и выставляем свои картины. Полюбуемся ноябрьской природой.
-Что больше всего на ноябрьских картинах?(простора, свежего воздуха)
Вдохнём же глубоко этот воздух, понюхаем, чем он может пахнуть поздней осенью (аромотерапия).
-Что вы чувствуете? (запах ветра, сырости, свежести, прелой травы, листвы)
Этот прохладный воздух несёт нам ветерок, у кого – то сильный, у кого- то слабый.
-Как он раздувает волосы?
Путешествие по картинам продолжите сами, а мы сейчас все вместе прогуляемся на Параниху понаблюдаем, полюбуемся живыми картинами поздней осени.
МДОУ Центр развития ребенка – Детский сад N22 “Загадка”
г. Северодвинск Архангельской области.
Ершова Светлана Владимировна, I квалификационная категория.
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Источники:
http://www.maam.ru/detskijsad/kartoteka-arte-terapevticheskih-uprazhnenii-dlja-detei-starshego-doshkolnogo-vozrasta.html
http://kastrubin.ru/eksperimentalnaya/izoterapiya-kak-nestandartnaya-forma-raboty-s-detmi-doshkolnogo-vozrasta/