7 просмотров
Рейтинг статьи
1 звезда2 звезды3 звезды4 звезды5 звезд
Загрузка...

Национальный характер. Нравы, обычаи, быт

«Национальный характер. Нравы, обычаи, быт. Стереотипы поведения русских, конечно, зависят от того, к какому поколению кто принадлежит. Молодое поколение и . »

Национальный характер. Нравы, обычаи,

Стереотипы поведения русских, конечно, зависят от того, к

какому поколению кто принадлежит. Молодое поколение и

менеджеры, получившие лучшее образование в Западной Европе,

ведут себя по-другому, нежели поколение их отцов. Однако некоторые

стереотипы переносятся из поколения на поколение и их можно

считать „русскими архетипами“. Важнейший фактор, до сих пор

определяющий поведение русского человека (и его отношение к

жилью, одежде, питанию, чистоте, порядку, собственности), это длительное проживание в тоталитарном государстве.

В том числе на психику населения очень сильно воздействовал как постперестроечный кризис, так и „шоковая терапия“ преобразований в обществе 90-х гг. Правила повседневной жизни меняются часто и быстро, причем никто не знает, по каким законам и никто никому ничего не объясняет. В России не хватает уверенности, не на что положиться.

Национальный характер Основные стереотипы о чертах русского национал ьног о характера „загадочность русской души“ — менталитет русского народа – это загадочная тайна, которую невозможно разгадать „народность“ – патриотизм, служение отечеству, любовь к родине, верность традициям „надежда на светлое будущее“ – поиски правды, справедливости, свободы, надежда на идеальное государство, ожидание „справедливого правителя“ „мессианизм“ – Россия как пример другим народам, готова пожертвовать собой ради других („Других спасают, себя губят.

Друг другу противоречат:

доверчивость, надежда на истинного правителя — и мечты о свободе щедрость, гостеприимность, открытость в частной жизни — и формализм, строгость, неулыбчивость в официальном общении большая культура (литература, музыка, театр), развитие науки, способность достичь лучших результатов (совершенства) во многих областях, наличие современных технологий — и незаконченность, неспособность видеть последствия своих поступков заранее и планировать их, половинчатость, неумение и нежелание доводить до конца начатое дело – все решается на ходу, большинство учреждений работает на грани своих возможностей (почта, городcкой транспорт) (из этого вытекающие положительные черты характера — „находчивость“, „приспособляемость“, „умение создавать что-то из ничего“).

страх перед начальством — и упорное несоблюдение предписанных и установленных правил Социальное поведение Русский коллективизм Русские плохо выносят одиночество, это общительный народ.

Они могут заговорить даже с незнакомыми людьми (общение в поезде), любят часто общаться по телефону (в городах пока не введен повременной принцип оплаты телефонных разговоров, и народ „висит на телефоне“). В жизни русских до сих пор важны отношения с соседями — соседские связи играют почти семейную роль.

Русским свойственны такие черты характера, как сострадательность, сердечность, жалостливость (глухота к несчастью другого человека русским несвойственна). С другой стороны многие из них приняли такой образ жизни: жить как все, не высовываться.

К коллективизму можно отнести любовь к массовым праздникам, к компаниям, традицию гостеприимства. В деревне есть привычка встречаться с соседями в одной избе — „посиделки“. Русские ценят принцип „соборности“ – внутреннего единения людей на основе общности духа.

Однако в последнее время для русских характерна и тяга к индивидуализации (с падением СССР каждый россиянин окончательно оказался предоставленным самому себе).

Обще ственная роль Русские более выразительно вступают в свою общественную роль, соблюдают правила формального поведения, стараются всегда сохранить „доброе имя“, для них характерна постоянная оглядка на то, „что скажут или подумают о нас другие люди“. Наблюдается огромная разница поведения человека в общественной (профессиональной) сфере и в частной жизни.

Характерна „сервильная психология“ по отношению к начальству (один и тот же человек может проявить пренебрежение к зависимому от него человеку и через минуту стать рабским, угодливым перед лицом начальника), популярна пословица:

„Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак“.

Важнейшие ценности Русские высоко ценят: храбрость, силу, хорошее общественное положение, „доброе имя“, репутацию в глазах друзей и соседей, сентиментальные и эмоциональные поступки. Особенно русские очень почитают умных людей. Умность, это в глазах русских не рациональные способности, а скорее духовность, деликатность, общественная ответственность, высокие моральные качества.

Издавна принято измерять уровень культуры количеством прочитанных книг. Как это ни странно, показателем глупости иногда считают улыбку (народная пословица: „Смех без причины – признак дурачины.“).

Отношение русских к.

. иностранцам Еще в 19 веке в России, по всей вероятности, отсутствовала ксенофобия. Россияне были готовы быстро смириться с присутствием иностранцев. К тем, кто приходил без злого умысла, они относились по-дружески, но к тем, кто приходил со злым умыслом, — жестоко.

В советскую эпоху для приезжих иностранцев были предназначены другие (лучшие) рестораны, гостиницы, им уступали первые места в очередях, но не впускали их в запретные зоны. В настоящее время все зависит от национальности иностранца. Чехов русские любят, также им близки сербы. А вот с поляками, украинцами, немцами у них уже немного более сложные отношения. В некоторых музеях введены двойные цены для иностранцев (в Эрмитаже билет для них в 3 раза дороже, чем для русского).

. детям Детей русские, конечно, очень любят и готовы отдать последние средства на их образование и улучшение их будущего.

. власти Для русского архетипа характерен страх перед государством.

Читать еще:  Как нарисовать человека лицо девушки для начинающих. Как нарисовать лицо человека

Государство практически постоянно вмешивалось в жизнь своих подданных (насилием, идеологией) – русский человек редко мог сосредоточиться на своей частной жизни.

Воплощение злой власти, которая давит на народ и цинично его обирает, для русского человека – это чиновничество, страшная и непреодолимая сила.

Образовался „православный тип человека“, который терпелив, пассивен, консервативен, иногда даже равнодушен, способен выживать в самых невероятных условиях, погружен в прошлое и поглощен вечным поиском идеалов, воздержан от произвола вмешательства во что-либо. С этим связана неспособность русских принять на себя личную ответственность („Моя хата с краю, ничего не знаю.“) Парадокс отношения к власти: с одной стороны, русский человек генетически приучен не ждать от власти добра, помощи, поддержки; в то же время, надеется на чудо, на „хорошего царя“, реформатора – избавителя (иллюзии, эйфория постоянно сменяются разочарованием, осуждением власти).

В истории России повторяется обожествление власти, харизматических лидеров – показатель сакральности сознания русских.

Признаком дурного тона поведения в обществе считается.

сморкаться пользоваться зубочисткой иметь грязные ботинки прийти в гости без подарка демонстрировать свое плохое настроение говорить „замысловатые обороты“ (русских также раздражает „пустая болтовня“ пространственное рассуждение о том, что можно выразить в двух словах) „бросаться словами“ (русские воспринимают сказанное слишком серьезно и буквально; нельзя шутить просто так).

Русским непонятна европейская манера „не замечать“ что-то неприятное, что не соответствует нормам поведения. Они будут активно вмешиваться, комментировать, исправлять ситуацию.

Национальный характер. Нравы, обычаи, быт

Стереотипы поведения русских, конечно, зависят от того, к какому поколению кто принадлежит. Молодое поколение и менеджеры, получившие лучшее образование в Западной Европе, ведут себя по-другому, нежели поколение их отцов. Однако некоторые стереотипы переносятся из поколения на поколение и их можно считать „русскими архетипами“.
Важнейший фактор, до сих пор определяющий поведение русского человека (и его отношение к жилью, одежде, питанию, чистоте, порядку, собственности), это длительное проживание в тоталитарном государстве.
В том числе на психику населения очень сильно воздействовал как постперестроечный кризис, так и „шоковая терапия“ преобразований в обществе 90 гг.
Правила повседневной жизни меняются часто и быстро, причем никто не знает, по каким законам и никто никому ничего не объясняет. В России не хватает уверенности, не на что положиться.
Национальный характер

Основные стереотипы о чертах русского национального характера

„загадочность русской души“ — менталитет русского народа – это загадочная тайна, которую невозможно разгадать
„народность“ – патриотизм, служение отечеству, любовь к родине, верность традициям
„надежда на светлое будущее“ – поиски правды, справедливости, свободы, надежда на идеальное государство, ожидание „справедливого правителя“
„мессианизм“ – Россия как пример другим народам, готова пожертвовать собой ради других („Других спасают, себя губят.“)
„фатализм“ – смирение с тем, что многое произойдет независимо от воли и желания человека, вера в то, что ничего случайного не бывает в жизни. Эта черта характера русских ведет иногда к пассивному поведению, привычке полагаться не на себя, а на Божью волю, „доброго дядю“ (поговорки: „Поживем – увидим“, „Мы привыкли. “; „ничего“ – самая частая реакция на неудачу)
„сентиментальность“, „открытость эмоций“, „пафос“ (фразеологизмы: „излить душу“ „душа нараспашку“ „поговорить по душам“)
„поляризация“ – деление всего многообразия мира на добро и зло, правду и кривду, „своих“ и „чужих“
„максимализм“, „фанатизм“, „экстремизм“
установка на соблюдение обрядов, традиций, обычаев
Противоположности русского национального характера

Сами русские считают, что русский характер состоит из крайностей и противоположностей. Руководящий лозунг русского человека: „Или все, или ничего.“ По мнению русских и иностранных наблюдателей, Россия — „страна систематичесих парадоксов“.

Друг другу противоречат:
доверчивость, надежда на истинного правителя — и мечты о свободе
щедрость, гостеприимность, открытость в частной жизни — и формализм, строгость, неулыбчивость в официальном общении
большая культура (литература, музыка, театр), развитие науки, способность достичь лучших результатов (совершенства) во многих областях, наличие современных технологий — и незаконченность, неспособность видеть последствия своих поступков заранее и планировать их, половинчатость, неумение и нежелание доводить до конца начатое дело – все решается на ходу, большинство учреждений работает на грани своих возможностей (почта, городcкой транспорт) (из этого вытекающие положительные черты характера — „находчивость“, „приспособляемость“, „умение создавать что-то из ничего“).
страх перед начальством — и упорное несоблюдение предписанных и установленных правил
Мнение иностранцев о русских

Русские — это очень гордый, самоуверенный народ. Но с другой стороны русские обманывают, притворяются, скрываются перед проблемами (Когда немецкие войска вошли в Киев, Сталин утверждал, что ни один немецкий солдат не перешагнул русские границы.). Будучи изобличены во лжи, они лишь пожмут плечами.
Проблема бюрократии – любое дело оформляется очень долго и сложно, правила часто меняются, желающего бесконечно посылают из одного окошка в другое.

Русские плохо выносят одиночество, это общительный народ.
Они могут заговорить даже с незнакомыми людьми (общение в поезде), любят часто общаться по телефону (в городах пока не введен повременной принцип оплаты телефонных разговоров, и народ „висит на телефоне“).
В жизни русских до сих пор важны отношения с соседями — соседские связи играют почти семейную роль.
Русским свойственны такие черты характера, как сострадательность, сердечность, жалостливость (глухота к несчастью другого человека русским несвойственна).
С другой стороны многие из них приняли такой образ жизни: жить как все, не высовываться.
К коллективизму можно отнести любовь к массовым праздникам, к компаниям, традицию гостеприимства. В деревне есть привычка встречаться с соседями в одной избе — „посиделки“. Русские ценят принцип „соборности“ – внутреннего единения людей на основе общности духа.

Читать еще:  Марийцы кто они и откуда. Главными действующими лицами почти всех наиболее древних марийских легенд, преданий и сказок являются девушки и женщины, смелые воительницы и умелые мастерицы

Однако в последнее время для русских характерна и тяга к индивидуализации (с падением СССР каждый россиянин окончательно оказался предоставленным самому себе).

Община
Общественная роль

Русские более выразительно вступают в свою общественную роль, соблюдают правила формального поведения, стараются всегда сохранить „доброе имя“, для них характерна постоянная оглядка на то, „что скажут или подумают о нас другие люди“.
Наблюдается огромная разница поведения человека в общественной (профессиональной) сфере и в частной жизни.
Характерна „сервильная психология“ по отношению к начальству (один и тот же человек может проявить пренебрежение к зависимому от него человеку и через минуту стать рабским, угодливым перед лицом начальника), популярна пословица: „Ты начальник – я дурак. Я начальник – ты дурак“.

Русские высоко ценят: храбрость, силу, хорошее общественное положение, „доброе имя“, репутацию в глазах друзей и соседей, сентиментальные и эмоциональные поступки.
Особенно русские очень почитают умных людей. Умность, это в глазах русских не рациональные способности, а скорее духовность, деликатность, общественная ответственность, высокие моральные качества.
Издавна принято измерять уровень культуры количеством прочитанных книг.
Как это ни странно, показателем глупости иногда считают улыбку (народная пословица: „Смех без причины – признак дурачины.“).

Улыбка в русском общении
Деньги не считаются особенно большой ценностью, русские люди убеждены, что богатство нельзя нажить честным трудом.

Отношение русских к.

. иностранцам
Еще в 19 веке в России, по всей вероятности, отсутствовала ксенофобия. Россияне были готовы быстро смириться с присутствием иностранцев. К тем, кто приходил без злого умысла, они относились по-дружески, но к тем, кто приходил со злым умыслом, — жестоко.
В советскую эпоху для приезжих иностранцев были предназначены другие (лучшие) рестораны, гостиницы, им уступали первые места в очередях, но не впускали их в запретные зоны.
В настоящее время все зависит от национальности иностранца. Чехов русские любят, также им близки сербы. А вот с поляками, украинцами, немцами у них уже немного более сложные отношения.
В некоторых музеях введены двойные цены для иностранцев (в Эрмитаже билет для них в 3 раза дороже, чем для русского).

. нищим
Нищих в России жалеют, дают им деньги.

. детям
Детей русские, конечно, очень любят и готовы отдать последние средства на их образование и улучшение их будущего.

. власти
Для русского архетипа характерен страх перед государством.
Государство практически постоянно вмешивалось в жизнь своих подданных (насилием, идеологией) – русский человек редко мог сосредоточиться на своей частной жизни.
Воплощение злой власти, которая давит на народ и цинично его обирает, для русского человека – это чиновничество, страшная и непреодолимая сила.
Образовался „православный тип человека“, который терпелив, пассивен, консервативен, иногда даже равнодушен, способен выживать в самых невероятных условиях, погружен в прошлое и поглощен вечным поиском идеалов, воздержан от произвола вмешательства во что-либо.
С этим связана неспособность русских принять на себя личную ответственность („Моя хата с краю, ничего не знаю.“)
Парадокс отношения к власти: с одной стороны, русский человек генетически приучен не ждать от власти добра, помощи, поддержки; в то же время, надеется на чудо, на „хорошего царя“, реформатора – избавителя (иллюзии, эйфория постоянно сменяются разочарованием, осуждением власти).
В истории России повторяется обожествление власти, харизматических лидеров – показатель сакральности сознания русских.

Психология „осаженной крепости“ и верховная власть
Отношение мужчин и женщин

Мужчины
Мужчины (уже мальчиками) не должны проявлять свою слабость (иногда им в этом помогает грубость). Они не так часто делают женщинам комплименты, как им бы хотелось. Когда им женщина нравится, они ей об этом скажут прямо, проявляют свою любовь подарками, внимательностью. (Значит — женщинам не так трудно узнать – любит или не любит?)

Русская женщина
Русская женщина любит чувствовать себя слабым полом. Она способна последние свои деньги отдать на одежду и косметику. Раньше женщины должны были работать в мужских профессиях, они привыкли обо всем заботиться, сразу становились взрослыми.

2. Нормы, обычаи, нравы, традиции и порядок

В социальных системах порядок поддерживается при помощи норм. Норма – правило, обеспечивающее определённый стандарт поведения, имеющий статус ценности в данном сообществе. Человек подчиняется такому стандарту, даже если он не соответствует его интересам. Для поддержания норм поведения устанавливаются определённые санкции – социальные поощрения или наказания. Поощрения (позитивные санкции) – в самых разных формах: от наделения властью до «тулупа с царского плеча» – стимулируют определённые действия. Наказания (негативные санкции) – выговор, штраф, понижение в должности, тюремное заключение и пр. – удерживают людей от определенных поступков. И те и другие санкции обретают легитимность (законность) на основе нормы.

Типизацию многочисленных норм, существующих в обществе, проводят по разным основаниям. В частности, Н. Смелзер их сводит к нормам-правилам и нормам-ожиданиям.

Нормы-правила регулируют общественную жизнь, создают единый порядок, скрепляют единство общества. Они обычно фиксируются в законах, а их нарушение влечёт за собой суровое наказание.

Нормы-ожидания подразумевают менее строгие правила, и к их нарушению (например, употребление ложки вместо вилки или появление человека в одежде, не соответствующей случаю) относятся снисходительно.

Практически в любом обществе есть возрастные нормы, которые иногда называют формальными. К ним относятся возрастные ограничения трудоспособного периода, участия в голосовании на выборах, покупки спиртных напитков, вступления в брак и т.д.

Читать еще:  Знаменитые мастера музыкальных инструментов. «Российская школа мастеров музыкальных инструментов

Существуют и иные классификации норм. Так, в зависимости от сферы, в которой они преимущественно функционируют и которую преимущественно упорядочивают, выделяют социальные, моральные и правовые нормы.

Социальные нормы – правила мирного сожительства и сотрудничества, позволяющие защитить слабого от притеснений сильного, приучить людей к обузданию своих страстей, воспитать в них умение жить друг с другом в мире и согласии, и в результате установить общественный порядок.

Моральные нормы регулируют поведение людей с позиций «добра» и «зла»; правовые нормы – с позиций «законного» и «незаконного».

Разработаны также нормы этикета, т.е. конкретные правила поведения в определённой ситуации: за столом, в театре, в гостях и т.п.

Своеобразной нормой являются стереотипы (от греческого стереос – твёрдый, типос – отпечаток) – устойчивые тенденции восприятия социального объекта максимально однородным и непротиворечивым. Обычно стереотипы формируются в условиях ограниченной информации о воспринимаемом объекте, что зачастую приводит к фиксации и возвышению второстепенных признаков. Иногда стереотипы выражают и заблуждения, и предубеждения, что наносит серьёзный вред человеческим взаимоотношениям.

Масса – совокупность людей, находящихся в одном социальном пространстве, но отдалённых друг от друга пространством физическим; их взаимодействие определяется единством, совпадением индивидуальных целей. Нормы массы – это регулятивы экономических, политических, религиозных и других отношений, формируемые на рациональной, осознанной основе.

Толпа – совокупность людей, находящихся в одном физическом пространстве. Толпой управляет не норма как выражение рациональности, а эмоции – страх, эйфория, агрессивность, которые находят выход в панике, вандализме и других асоциальных явлениях. Очевидно, что уже только в силу иррациональности поведения возникает весьма актуальная проблема управления толпой.

Впервые социальные, моральные и правовые нормы проявили себя в обычаях. Обычай – это, с одной стороны, общественные отношения, подразумевающие соблюдение правил, а с другой – исторически сложившаяся, закреплённая в общественном сознании и распространённая в обществе форма действий людей, повторяющаяся в сходных обстоятельствах. В обычае должное и сущее совпадают, а ещё не расчленённые социальные, моральные и правовые нормы функционируют в единстве.

Обычаи регулируют повседневную реальность общества и, как правило, имеют практически-прикладную, ситуативно-деятельностную природу. Дело в том, что в общественной жизни, при всей её сложности, противоречивости, многообразии, постоянно повторяются ситуации, которые требуют от людей одинаковых действий, поступков. Именно из этой однотипной деятельности и возникают обычаи.

Каждая социальная группа – от семьи до этноса – создаёт свои обычаи. П.Л. Кропоткин, в частности, отмечал, что ещё древние народы делили обычаи на обязательные и рекомендательные.

Обычаи обязательные фиксировали нормы, обеспечивавшие устойчивость самих оснований жизни племени и предполагавшие неукоснительное следование им в любых обстоятельствах. Это были нормы религиозных традиций, родовой иерархии, распределения труда, справедливого дележа добычи на охоте и т.д. За их нарушение, что, впрочем, случалось весьма редко, предусматривалось жестокое наказание, вплоть до изгнания из племени или смертной казни.

Обычаи рекомендательные имели преимущественно воспитательный характер, при их несоблюдении следовало напоминание, а сам нарушитель становился объектом для насмешек. Как описывал П.А. Кропоткин, у алеутов рекомендательные нормы касались того, что «стыдно делать». Например, мужчине стыдно бояться неизбежной смерти, просить пощады у врага, выходить в море во время бури, проявлять жадность при дележе добычи (в этой ситуации все остальные отдавали жадному свою долю, чтобы его пристыдить), хвастаться своими подвигами, ласкать жену в присутствии посторонних и др. Женщине стыдно не уметь шить и танцевать, ласкать мужа и даже разговаривать с ним на людях. Алеутские женщины о нарушителях рекомендательных обычаев сочиняли песни-насмешки. У славянских народов ту же роль выполняли и выполняют частушки.

Первоначально существовало три главных разряда правил, закреплённых в обычаях.

К первому разряду относились правила, регулировавшие производственные отношения, устанавливавшие основы пользования водами, лесами, плодовыми деревьями, угодьями, огнём.

Второй разряд объединял правила взаимоотношений между людьми – брачные нормы, нормы воспитания юношества, отношения к старикам и детям, нормы регулирования внутриплеменных конфликтов и др. Третий разряд – правила духовной жизни: обряды, связанные с охотой, временами года, переселением в другое место.

Со временем формируется и такая норма обычая, как справедливость, понимаемая как равноправие, восстановление нарушенного равновесия (например, «око за око») или равенство в распределении, а также норма дарообмена, сохранившаяся и до наших дней.

Однако особое значение в поддержании социального порядка имеет традиция, ибо общество формируется не только живущими сейчас людьми, но и наследием предыдущих поколений.

Традиция как процесс коммуникации между поколениями – это сохранение определённых материальных и духовных ценностей, а также передача многих жизненно важных норм, упорядочивающих общественную жизнь.

Будучи социальным феноменом, традиции носят противоречивый характер.

С одной стороны, они закрепляют устойчивые представления культурной, национальной, бытовой жизни и играют прогрессивную роль до тех пор, пока отвечают историческим требованиям, воплощают в себе объективно возможную степень гуманности межчеловеческих отношений. С другой – некоторые традиции становятся тормозом прогрессивного развития, способствуют возникновению противоречий, ведущих к беспорядку. Однако в любом случае традиции проявляются как результат ограничения свободы действий, как комплекс условий, которые необходимо учитывать и которые диктуют определённый порядок.

Сегодня много пишется о восстановлении исконно русских традиций. Возобновился старый спор славянофилов и западников о том, что нужно России для прогресса и порядка. Одни утверждают, что следует исходить из самобытных, коллективистских традиций России. Другие уверены, что только западный путь реформ даст нашей стране рыночную экономику и либеральный порядок.

Источники:

http://doc.knigi-x.ru/22raznoe/342940-1-nacionalniy-harakter-nravi-obichai-bit-stereotipi-povedeniya-russkih-konechno-zavisyat-togo-kakomu-pokoleniyu-kto.php
http://mutfak.ucoz.ru/forum/21-419-1
http://studfile.net/preview/1669517/page:27/

Ссылка на основную публикацию
Статьи c упоминанием слов:

Adblock
detector