О чем произведение гончарова обрыв. Жизнь и любовь
«Обрыв», анализ романа Гончарова
История создания
Роман был впервые опубликован в журнале «Вестник Европы» в 1869 г. Был задуман в 1849 г. под названием «Художник». Работа шла параллельно с работой над «Обломовым». Она была остановлена во время кругосветного путешествия Гончарова. В 1858 г. писатель вновь обратился к замыслу романа. Были опубликованы некоторые отрывки. Название романа менялось вместе с замыслом: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера» и «Обрыв».
Литературное направление
От антиромантического реализма 40-х годов в «Обыкновенной истории» Гончаров перешёл к психологическому реализму в «Обломове» и «Обрыве». Все конфликты раскрываются через изображение внутреннего мира личности. Внешние бытовые события – лишь рамка для изображения трагических или драматических переживаний. Так сам Райский описывает замысел своего романа: город – это рама для описания Марфиньки, и не хватает только страсти.
«Обрыв» – психологический роман, описывающий внутренний мир и его изменения под влиянием происходящих событий и на фоне внешних обстоятельств. Райский меняется, но основные черты его личности: преклонение перед красотой, талант, непостоянство, лень – остаются прежними. Герои меняются тем больше, чем большую трагедию или драму они пережили (Вера, бабушка).
Проблематика и конфликт
Основной конфликт романа – конфликт старого с новым. Герои вынуждены считаться с традициями старины, с тем, что скажут люди. Между тем величие личности проявляется именно в нарушении общепринятых традиций ради «здравого смысла». Для каждого внутренние правила (нравственность) диктуют разное, в отличие от внешних правил (морали). Для Райского любовь к дворянке связана прежде всего с браком, Марк ни за что не хочет венчаться, потому что это ограничение его свободы. Марфинька считает грехом то, что Викентьев объяснился ей в любви, не спросив прежде разрешения у бабушки, для Веры грех – любовные отношения вне брака. А для Марины или Ульяны любовь оправдывает прелюбодеяние.
Гончарова возмущает двойная общественная мораль. Председатель Тычков – известный морализатор, но всё общество знает, что он отобрал у племянницы имение и упёк её в сумасшедший дом. Бабушка находит в себе силы простить падение Веры не в последнюю очередь потому, что сама в юности пережила подобную драму. Общество, даже её родные внуки, считают её образцом добропорядочности, святой. Интересен образ вдовы Крицкой, которая на словах как будто развязна и блудлива, но на деле целомудренна. Общественная мораль не порицает её за болтовню.
Проблематика романа связана с переменами в частной и общественной жизни России. Помещики по-разному управляют своими имениями. Райский хочет всех крестьян отпустить, не заботится о хозяйстве. Бабушка управляет по старинке.
Главные действующие лица
Гончаров признавался, что в романе три главных героя – Райский, бабушка и Вера. По ходу действия акцент смещается с Райского на бабушку и Веру в двух последних частях.
Райский – человек, наделённый прекрасными душевными качествами, талантливый, но ленивый. Больше всего он ценит красоту, особенно женскую, наблюдает жизнь во вех её проявлениях. Образ Райского развивает образы главных героев двух предыдущих романов – Адуева-младшего и Обломова.
Его антипод – Марк Волохов. Это молодой человек, находящийся под надзором полиции, раздающий молодёжи запрещённую литературу, нарушающий закон и протестующий против традиционной морали. Он представитель «новых людей», нигилистов. Гончарова обвиняли в тенденциозности, уж очень несимпатичным получился герой, даже непонятно (Райскому и читателю), за что Вера его полюбила.
Помещик Иван Иванович Тушин – гармоничный человек. Он – продолжение идей Адуева-старшего из «Обыкновенной истории» и Штольца из «Обломова». Тушин – человек действия, при этом у него благородное сердце. Его брак с Верой – выход и путь для неё.
Женские образы – главное достижение Гончарова. У Веры был прототип – Е. Майкова, увлекшаяся идеями «новых людей» и ушедшая от мужа. Гончаров, как и Райский, пытался повлиять на неё. Свою героиню Веру он наделил высокими нравственными качествами, которые не позволили ей совершить опрометчивый поступок.
Бабушка Татьяна Марковна – хранительница имения Райского и всех традиций старины. С одной стороны, она не допускает отхода от уклада предков даже в быту (сватовство, традиционный чепчик при гостях), с другой стороны, бабушка, в юности пережившая любовную драму, понимает и прощает ошибки Веры.
Марфинька – счастливое дитя под покровом бабушки. Она не сомневается, что жить надо по традициям старины, и счастлива этим образом жизни.
Стиль, сюжет и композиция
Сюжет романа строится вокруг поиска Райским материала для своего романа. Это и роман, который он пишет, и романы с разными женщинами. Страсть Райского угасает сразу же, как только женщина его отвергает. Литературный роман Райского тоже посвящён женщинам, перед красотой которых преклоняется художник. Он бросает каждый сюжет в тот момент, когда переключается на новый объект страсти, поэтому цельного повествования так и не выходит. Все произведения Райского несовершенны или не окончены. Обрыв – самый важный символ романа.
Роман состоит из 5 частей. Первая часть рассказывает о личности Райского. Время в этой части течёт медленно, она выполняет роль растянутого эпилога с ретроспекцией (повествование об учёбе в гимназии и университете, первом приезде в Малиновку).
Вторая часть описывает жизнь Райского в Малиновке, его увлечение поочерёдно обеими сёстрами. В романе множество переплетающихся между собой сюжетных линий, но все они объединены темой любви или семейных отношений. Повествование этой части неторопливо.
В третьей части намечаются конфликты: бабушка выгоняет Тычкова, с которым дружна была 40 лет, Райский ревнует Веру к автору письма, вступает в любовную связь с женой Козлова. Заканчивается часть тем, что читатель (но не Райский) узнаёт, что Вера любит Марка.
С этого момента события начинают развиваться стремительно. Четвёртая часть – рассказ о падении Веры, которое является кульминацией основной сюжетной линии, а пятая – о её раскаянии и своеобразном духовном возрождении. В этой части особую роль играет бабушка, всё простившая и готовая открыть свою тайну.
В романе открытый финал. Судьба Веры не определена. Тушин готов жениться на ней, но читатель не знает, состоится ли эта свадьба, или Вера, как бабушка, останется одинокой. Неясна и судьба Райского. Читатель догадывается, что его желание «лепить» в Италии закончится таким же обрывом, как и решение писать портреты или роман.
И.А.Гончаров “Обрыв”: описание, герои, анализ романа
«Обрыв» являет собой творческий рост автора, его плавный вход в жанр психологического реализма. Любопытно, что Гончаров предпочитает выражать поставленный в произведении конфликт путем глубокого и детального изображения внутреннего мира героя. Внешние же события служат своеобразным обрамлением внутренней буре, творящейся в душе героя.
Анализ произведения
Введение. Общая характеристика романа, основная идея.
В основе идеи Гончаров закладывает глубочайший конфликт старого и нового жизненного уклада в обществе. Личность человека находится в заложниках общественного мнения и навязанных стереотипов, но вместе с тем отчаянно стремится нарушить границы дозволенного, так как действительно великой личности и глубоко мыслящему человеку невероятно тесно находиться в этих рамках. У каждого героя своя правда и свои границы дозволенного, так Гончаров показывает внутренний уровень развития героя, степень его духовной зрелости и готовности идти вперед, в ногу с меняющимся временем.
Политика двойных стандартов в обществе ужасно раздражала Гончарова всю его жизнь, и в этом романе как никогда остро он выразил свое глубочайшее чувство презрения к этому малодушному явлению. Почти все герои романа, которых окружающие считаю добропорядочными и безгрешными людьми, по факту оказываются намного хуже тех, кого сами постоянно осуждают. Так Тычков, известный всем своими глубокомысленными изречениями и постоянным чтением морали, закрыл племянницу в дурдом и обманом увел у нее имение.
История создания произведения
Впервые идея о создании романа пришла к Гончарову в 1849 году, но только спустя 20 лет он смог воплотить ее в жизнь. Он никак не мог определиться с тем, как же будет называться его новое творение: «Художник», «Художник Райский», «Райский», «Вера», но в итоге отказывался от каждого варианта. Параллельно он работает над «Обломовым», постоянно, то прерывается, то вновь приступает к написанию. Так в 1869 году на страницах журнала «Вестник» роман был опубликован под названием «Обрыв».
Образы главных героев
По мнению самого автора в романе наличествует три главных действующих лица: бабушка, Райский и Вера.
Райский
Райский – человек возвышенный, с тонкой душевной организацией, наделен разного рода талантами и не меньшей ленью. Его любимое занятие – коротать время за наблюдением, он любит созерцать все, что его окружает, особенно восхищаясь красотой женского тела и лица. Действовать он любит и стремиться намного меньше, чем размышлять о высоких материях. Он ничего не может довести до конца, нигде не достигает успеха. Вообще, стоит отметить, что Райский является прямым развитием образов Обломова и Адуева-младшего, появившихся в остальных частях трилогии Гончарова. Райский – еще один типичный представитель лишнего человека в отечественной литературе.
Марк Волохов
Его прототипом является Марк Волохов, полный революционных идей юноша с горящими глазами. Несмотря на множество положительных человеческих качеств Гончаров осуждает Марка и ему подобных людей. Он опасался таких нигилистов, беззаветно преданных своим идеям, не уважающих традиций и границ чужого мнения и личного пространства. Волохов – объединенный образ всей молодежи 60-х годов, какой ее видел автор.
Бабушка
Бабушка, как все называют героиню Бережков, – типичный представить старого сословия, консервативной и патриархальной России. Она на удивление гармоничная личность, точно знающая, чего она хочет от жизни. В ней сочетается и присущая ее семье дворянская гордость, некоторый деспотизм, и чувство глубокого уважения к мнению других людей. Тогда как она завышено строга к окружающим, требуя беспрекословного выполнения всех правил и норм, внучек она буквально боготворит, любит их трепетно и нежно. Гончаров явно отождествляет образ бабушки с образом старой патриархальной России, уже отжившей свое.
У Веры довольно сложный тип личности, Райский говорит о ней, что она «тайна». Она не разделяет взглядов своей бабушки, имея свое мнение на все вокруг. Она увлечена чтением, со временем вырабатывая для себя недостижимый и не до конца понятный для нее самой идеал жизни. Неудивительно, что ее так быстро увлекают смелые идеи Марка, его презрение к идеалам и попрание всяческих ценностей существующего жизненного уклада. Жаль, что ее любовь Марк не может оценить по достоинству и не соответствует ее высоким моральным требованиям. Вере остается пережить лишь горькое разочарование. Разочаровывается она и в своих прежних взглядах и в конце вроде бы даже смиряется с тем существующим строем и окружающей ее реальностью, признает ее хоть и не идеальной, но истинной.
Особенности сюжета и композиции
Сюжет построен на поиске материалов для романа, который пишет Райский. Он посвящен женщинам, которых он воспевает подобно художнику, преклоняясь перед их неземной красотой. Однако, ему не удается не завершить ни один из сюжетов до конца, женщины одна за другой отвергают его и он переключает внимание на новый объект. Повествование постоянно прерывается на середине и цельного произведения так не получается. В связи с этим читатель начинает понимать смыл, заложенный в название романа «Обрыв».
Роман делится на 5 частей, начиная с 3 части, мы можем увидеть намечающийся конфликт, тогда как первые две являются эпилогом, предвосхищающим основные события. Четвертая часть является апофеозом и кульминацией, мы видим падение Веры. Пятая часть символизирует ее духовное перерождение и развязку сюжета. Финал Гончаров создает искусственным, он не закрыт с идейной точки зрения. Судьба Райского и Веры остается неопределенной.
Заключение
Роман является составляющей частью трилогии, раскрывающей единую проблему неустроенности жизненного уклада России, обрушение старых идеалов и отсутствие новых, не определившуюся во взглядах и неустроенную в жизни молодежь. «Обрыв» является капитальным трудом, над которым Гончаров размышлял 20 лет. Он очень ярко сумел показать общественно-политическую обстановку того времени и выявить остро стоящие перед обществом социальные проблемы. Он взывает к сознанию и чувствам читателя, помогая переосмыслить и свою жизнь.
Роман Гончарова “Обрыв”: краткое содержание и история создания
Роман Гончарова «Обрыв» – это третья и заключительная часть знаменитой трилогии, в которую также входят книги «Обыкновенная история» и «Обломов». В этом произведении автор продолжил полемику с воззрениями социалистов-шестидесятников. Писателя волновало стремление некоторых людей забыть о долге, любви и привязанностях, оставить семью и уйти в коммуну ради светлого будущего всего человечества. Такие истории в 1860-х годах случались нередко. Роман Гончарова “кричит” об обрыве нигилистами исконных связей, которые ни в коем случае не должны быть забыты. Об истории создания и кратком содержании этого произведения пойдет речь в данной статье.
Замысел
Роман Гончарова “Обрыв” создавался почти двадцать лет. Замысел книги возник у писателя в 1849 году, когда тот в очередной раз посетил родной Симбирск. Там на Ивана Александровича нахлынули воспоминания детства. Ему захотелось сделать местом действия нового произведения дорогие сердцу волжские пейзажи. Так началась история создания. “Обрыв” Гончарова, между тем, еще не был воплощен на бумаге. В 1862 году Ивану Александровичу довелось познакомиться на пароходе с интересным человеком. Это был художник – натура пылкая и экспансивная. Он легко менял жизненные планы, вечно пребывал в плену своих творческих фантазий. Но это не помешало ему проникнуться чужим горем и оказать в нужный момент помощь. После этой встречи у Гончарова возникла мысль создать роман о художнике, его артистической сложной натуре. Так, постепенно на живописных берегах Волги возникал сюжет знаменитого произведения.
Публикации
Гончаров периодически выносил на суд читателей отдельные эпизоды из неоконченного романа. В 1860 году в “Современнике” был опубликован фрагмент произведения под названием «Софья Николаевна Беловодова». А через год в “Отечественных записках” появились еще две главы из романа Гончарова “Обрыв” – “Портрет” и “Бабушка”. Окончательной стилистической правке произведение подверглось во Франции в 1868 году. Полную версию романа напечатали в следующем 1869 году в журнале “Вестник Европы”. Отдельно издание произведения увидело свет уже через несколько месяцев. Гончаров часто называл “Обрыв” любимым дитя своей фантазии и отводил ему особое место в своем литературном творчестве.
Образ Райского
Роман Гончарова “Обрыв” начинается с характеристики главного героя произведения. Это Райский Борис Павлович – дворянин из богатого аристократического рода. Он живет в Петербурге, тогда как его имением управляет Бережкова Татьяна Марковна (дальняя родственница). Молодой человек окончил университет, попробовал себя на военной и статской службе, но везде встретил разочарование. В самом начале романа Гончарова «Обрыв» Райскому немного за тридцать. Несмотря на приличный возраст, он «еще ничего не посеял, не пожал». Борис Павлович ведет беззаботную жизнь, не выполняя никаких обязанностей. Однако он от природы наделен «божьей искрой». У него незаурядный талант художника. Райский вопреки советам родственников решает полностью посвятить себя искусству. Однако банальная лень мешает ему самореализоваться. Обладая натурой живой, подвижной и впечатлительной, Борис Павлович стремится разжечь вокруг себя нешуточные страсти. Например, мечтает «пробудить жизнь» в своей дальней родственнице, светской красавице Софье Беловодовой. Этому занятию он посвящает весь свой досуг в Петербурге.
Софья Беловодова
Эта барышня – олицетворение женщины-статуи. Несмотря на то что ей уже довелось побывать замужем, она совершенно не знает жизни. Женщина выросла в роскошном особняке, своей мраморной торжественностью напоминающем кладбище. Светское воспитание заглушило в ней «женские инстинкты чувства». Она холодна, красива и покорна своей судьбе – соблюсти приличия и найти себе следующую достойную партию. Разжечь страсть в этой женщине – заветная мечта Райского. Он пишет ее портрет, ведет с ней долгие беседы о жизни и литературе. Однако Софья остается холодна и неприступна. В ее лице рисует образ искалеченной влиянием света души Иван Гончаров. «Обрыв» показывает, как печально, когда естественные «веления сердца» приносятся в жертву общепринятым условностям. Художнические попытки Райского оживить мраморную статую и добавить к ней «мыслящее лицо» с треском проваливаются.
Провинциальная Русь
В первой части романа знакомит читателя и с другим местом действия Гончаров. «Обрыв», краткое содержание которого описывается в этой статье, рисует картину Руси провинциальной. Когда Борис Павлович приезжает в родную деревню Малиновка на каникулы, он встречает там свою родственницу – Татьяну Марковну, которую все почему-то называют бабушкой. На самом деле это живая и очень красивая женщина лет пятидесяти. Она ведет все дела в имении и воспитывает двух девочек-сироток: Веру и Марфеньку. Здесь же читатель впервые сталкивается с понятием «обрыв» в его прямом значении. Согласно местной легенде, на дне расположенного недалеко от именья огромного оврага однажды ревнивый муж убил жену и соперника, а затем зарезал и себя. Самоубийца будто был похоронен на месте преступления. Все боятся посещать это место.
Собираясь в Малиновку вторично, Райский опасается, что там «не живут, растут люди» и нет никакого движения мысли. И ошибается. Именно в провинциальной Руси он находит бурные страсти и настоящие драмы.
Жизнь и любовь
Доктрины модных в 1960-е годы нигилистов оспаривает «Обрыв» Гончарова. Анализ произведения свидетельствует о том, что даже в построении романа прослеживается эта полемика. Общеизвестно, что, с точки зрения социалистов, миром правит классовая борьба. Образами Полины Карповой, Марины, Ульяны Козловой автор доказывает, что жизнь движется любовью. Она не всегда бывает благополучной и справедливой. Степенный мужик Савелий влюбляется в беспутную Марину. А серьезный и правильный Леонтий Козлов без ума от своей пустой жены Ульяны. Учитель неосторожно заявляет Райскому, что все необходимое для жизни есть в книгах. И ошибается. Мудрость также передается от старшего поколения к младшему. И разглядеть ее – значит понять, что мир гораздо сложнее, чем кажется с первого взгляда. Этим и занимается на протяжении всего романа Райский: находит необыкновенные загадки в жизни самых близких ему людей.
Марфенька
Двух совершенно разных героинь представляет читателю Гончаров. «Обрыв», краткое содержание которого хоть и дает представление о романе, но не позволяет ощутить всю глубину произведения в полной мере, сначала знакомит нас с Марфенькой. Эта девушка отличается простотой и детской непосредственностью. Она кажется Борису Павловичу сотканной из «цветов, лучей, тепла и красок весны». Марфенька очень любит детей и нетерпеливо готовит себя к радости материнства. Возможно, круг ее интересов узок, но вовсе не так замкнут, как «канареечный» мир Софьи Беловодовой. Она знает много из того, что старшему братцу Борису недоступно: как растить рожь и овес, сколько нужно леса, чтобы построить избу. В конце концов Райский понимает, что «развивать» это счастливое и мудрое создание бессмысленно и даже жестоко. Об этом его предупреждает и бабушка.
Вера – совершенно другой тип женской натуры. Это девушка с передовыми взглядами, бескомпромиссная, решительная, ищущая. Гончаров старательно подготавливает появление этой героини. Сначала Борис Павлович слышит лишь отзывы о ней. Все рисуют Веру как человека незаурядного: она в одиночестве живет в заброшенном доме, не боится спускаться в «страшный» овраг. Даже ее внешность таит загадку. В ней нет классической строгости линий и «холодного сияния» Софьи, отсутствует детское дыхание свежести Марфеньки, зато имеется какая-то тайна, «невысказывающаяся сразу прелесть». Попытки Райского проникнуть на правах родственника в душу Веры встречают отпор. “Красота имеет также право на уважение и свободу”, – заявляет девушка.
Бабушка и Россия
В третьей части произведения на образе бабушки фокусирует все внимание читателя Гончаров Иван Александрович. «Обрыв» рисует Татьяну Марковну как апостольски убежденную хранительницу устоев старого общества. Она – важнейшее звено в идейном развертывании действия романа. В бабушке писатель отразил властную, сильную, консервативную часть Руси. Все ее недостатки являются типичными для людей одного с ней поколения. Если отбросить их, то перед читателем предстает «любящая и нежная» женщина, счастливо и мудро управляющая «маленьким царством» – деревней Малиновка. Именно здесь Гончаров видит воплощение земного рая. В поместье никто не сидит без дела, и каждый получает то, в чем нуждается. Однако и расплачиваться за свои ошибки каждому приходится самостоятельно. Такая участь, например, ждет Савелия, которому Татьяна Марковна разрешает жениться на Марине. Расплата настигает со временем и Веру.
Очень забавным является эпизод, в котором бабушка, чтобы предостеречь своих воспитанниц от неповиновения родителям, достает нравоучительный роман и устраивает сеанс назидательного чтения для всех домочадцев. После этого даже покорная Марфенька проявляет своеволие и объясняется с давним поклонником Викентьевым. Татьяна Марковна замечает потом, что то, от чего она предостерегала свою молодежь, они в ту же минуту в саду и проделали. Бабушка самокритична и сама смеется над своими неуклюжими воспитательными методами: «Не везде пригожи они, эти старые обычаи!»
Поклонники Веры
На протяжении всего романа Борис Павлович несколько раз собирает и разбирает свой дорожный чемодан. И всякий раз любопытство и уязвленное самолюбие останавливают его. Ему хочется разгадать тайну Веры. Кто же ее избранник? Им мог оказаться ее давний почитатель, Тушин Иван Иванович. Он удачный лесопромышленник, деловой человек, олицетворяющий по Гончарову «новую» Россию. В своем имении Дымки он построил ясли и школу для простых детей, установил короткий рабочий день и так далее. Среди своих крестьян Иван Иванович и сам первый работник. Значительность этой фигуры со временем понимает и Райский.
Однако, как узнает читатель из третьей части романа, избранником Веры становится апостол нигилистической морали Марк Волохов. В городке о нем говорят страшные вещи: он входит в дом исключительно через окно, никогда не отдает долги и собирается затравить собаками полицмейстера. Лучшие черты его натуры – независимость, гордость и привязанность к друзьям. Нигилистические взгляды кажутся Гончарову несовместимыми с реалиями русского быта. Автора отталкивает в Волохове глумление над старыми обычаями, вызывающее поведение и проповедь свободных половых отношений.
Бориса Павловича, напротив, очень привлекает этот человек. В диалогах героев прослеживается некая общность. Идеалист и материалист одинаково далеки от реальности, только Райский объявляет себя выше нее, а Волохов старается спуститься как можно «ниже». Он опускает себя и свою потенциальную возлюбленную до естественного, животного существования. В самом облике Марка есть что-то звериное. Гончаров в «Обрыве» показывает, что Волохов напоминает ему серого волка.
Падение Веры
Этот момент является кульминацией четвертой части, да и всего романа в целом. Здесь «обрыв» символизирует грех, низ, ад. Сначала Вера просит, чтобы Райский не пускал ее в овраг, если услышит оттуда выстрел. Но потом начинает биться в его руках и, пообещав, что это свидание с Марком станет для нее последним, вырывается и убегает. Она вовсе не лжет. Решение расстаться – абсолютно правильное и верное, у влюбленных нет будущего, но уходя, Вера оборачивается и остается вместе с Волоховым. Гончаров изобразил то, чего еще не знал строгий роман 19 века – падение своей любимой героини.
Просветление героев
В пятой части автор показывает восхождение Веры из «обрыва» новых, нигилистических ценностей. В этом ей помогает Татьяна Марковна. Она понимает, что грех внучки можно искупить только покаянием. И начинается «странствие бабушки с ношей беды». Не только за Веру она беспокоится. Она боится, что вместе со счастьем и покоем внучки из Малиновки уйдут жизнь и благополучие. Все участники романа, свидетели событий проходят через очищающий огонь страданий. Татьяна Марковна в конце концов признается внучке, что в юности совершила такой же грех и не покаялась перед богом. Она считает, что теперь Вера должна стать «бабушкой», управлять Малиновкой и посвятить себя людям. Тушин, жертвуя собственным самолюбием, идет навстречу с Волоховым и сообщает ему о том, что девушка больше не хочет его видеть. Марк начинает понимать глубину своих заблуждений. Он возвращается на военную службу с тем, чтобы затем перевестись на Кавказ. Райский решает посвятить себя скульптуре. Он чувствует в себе силы большого художника и думает развить свои способности. Вера начинает приходить в себя и понимать настоящую ценность тех чувств, которые испытывает к ней Тушин. Каждый герой романа в финале повествования получает шанс изменить свою судьбу и начать новую жизнь.
Подлинную картину воззрений и нравов дворянской России середины 19 века нарисовал в романе “Обрыв” Гончаров. Отзывы литературных критиков свидетельствуют о том, что писатель создал настоящий шедевр русской реалистической прозы. Размышления автора о преходящем и вечном актуальны и в наши дни. Каждому стоит ознакомиться с этим романом в оригинале. Приятного прочтения!
Источники:
http://goldlit.ru/goncharov/832-obryv-analiz
http://xn—-8sbiecm6bhdx8i.xn--p1ai/%D0%9E%D0%B1%D1%80%D1%8B%D0%B2.html
http://fb.ru/article/161302/roman-goncharova-obryiv-kratkoe-soderjanie-i-istoriya-sozdaniya