Протоиерей максим (козлов). жизнеописание митрополита филарета (дроздова)
Содержание
- 1 Протоиерей максим (козлов). жизнеописание митрополита филарета (дроздова)
- 1.1 святитель Филарет Московский (Дроздов)
- 1.2 Биография
- 1.3 Детские и молодые годы
- 1.4 Монашеская жизнь
- 1.5 Святительское служение
- 1.6 Литературное наследие
- 1.7 Тропарь святителям Московским, глас 4
- 1.8 Кондак святителям Московским, глас 3
- 1.9 Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4
- 1.10 Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2
- 1.11 Протоиерей максим (козлов). жизнеописание митрополита филарета (дроздова)
- 1.12 Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова
- 1.13 Святитель Филарет при трех императорах был одним из самых высокопоставленных людей в России
- 1.14 К общению с митрополитом стремились люди самых разных сословий и политических взглядов
- 1.15 Святитель Филарет был самым настоящим «пожирателем книг»
- 1.16 Московский митрополит был невероятно эрудированным человеком
- 1.17 Святитель Филарет написал одно из первых в России толкований на библейскую книгу
- 1.18 Митрополит Филарет был последовательным сторонником создания «христианского языка»
- 1.19 Святителю Филарету было доверено составление важнейших государственных документов XIX века
- 1.20 Сам московский митрополит к проекту крестьянской реформы относился насторожено
- 1.21 На протяжении всего служения митрополита Филарета в Москве его критиковали неустанно
- 1.22 Святитель Филарет особенно почитал своего святого современника – преподобного Серафима Саровского
- 1.23 Московский митрополит за год до смерти перевел стихотворение святителя Григория Богослова, которое стало его завещанием
- 1.24 P.S. Телеведущий Николай Дроздов – потомок святителя Филарета
святитель Филарет Московский (Дроздов)
Отзывы и рецензии
Священное Писание Ветхого Завета
святитель Филарет Московский (Дроздов) (1782–1867)
Биография
Детские и молодые годы
Святитель Филарет (мирское имя — Василий Михайлович Дроздов) родился в Московской губернии, в городе Коломне, в семье диакона, 26 декабря 1782 года. Как по отцу, так и по матери он принадлежал к линии потомственного духовенства.
В детстве Василий получил прекрасное нравственное воспитание, должное первоначальное образование. Отмечают, что уже в этом возрасте в нём проявились стремления к знаниям.
По достижении надлежащего возраста, он был зачислен в Коломенскую семинарию. Учился с охотой, слыл в числе лучших студентов. Затем он продолжил образование в Троице-Сергиевой Лавре.
Праздных компаний он не любил и выделялся среди однокурсников привычкой уединяться: в основном для молитвы, или для чтения назидательных книг. Кроме того он любил играть на гуслях и в шахматы.
По окончании образовательного курса Василий Михайлович принял предложение руководства и остался работать преподавателем поэзии.
В своё время он попал в поле зрения великого русского пастыря, митрополита Платона (Левшина), подвизавшегося в Вифанском скиту, неподалеку от Лавры. Владыка заметил его дарования и прозрел в нём Божьего служителя.
Однажды жители Коломны обратились к митрополиту Платону с житейской, казалось бы, просьбой определить к ним Василия Михайловича священником. Но просьба была отклонена: владыка Платон предполагал для него другое будущее.
Монашеская жизнь
16 ноября 1808 года Василий отрешился от мирской жизни и постригся во ангельский образ, получив новое имя — Филарет, в честь и память святого угодника Божия, Филарета Милостивого.
Через несколько дней митрополит возвёл новопостриженного в сан иеродиакона.
Поначалу отец Филарет предполагал соединить свою дальнейшую жизнь с Троице-Сергиевой Лаврой. Но в связи с реорганизацией деятельности духовных школ его вызвали в Петербург.
В 1809 году он получил назначение на должность наставника философии в Петербургскую академию. Кроме того он преподавал церковную историю.
Удостоившись звания иеромонаха, отец Филарет стал проповедовать как пастырь. Его проповеди отличались особенной глубиной и вместе — доступностью. Вскоре о нём говорили даже на дальних окраинах Петербурга, и даже в самых высоких светских кругах.
В 1812 году отца Филарета назначили профессором богословия. Тогда же он занял место ректора академии. Ректорскую деятельность он совмещал с проповеднической, преподавательской и писательской.
Вскоре Промыслом Божьим отец Филарет был поставлен на должность настоятеля Юрьевой Новгородской обители.
Во время Отечественной войны 1812 года, он, в меру сил, помогал Родине молитвами и пожертвованиями на военные нужды. После победы над полчищами Наполеона будущий святитель Московский, по поручению церковного начальства, составил текст особого молебствия о спасении Отечества.
В послевоенный период он принял участие в переводе Священного Писания на русский язык: занимался подбором переводчиков, а часть текстов перевел самостоятельно.
Святительское служение
В августе 1817 года архимандрит Филарет был рукоположен во епископа Ревельского. С этого времени он исполнял обязанности викария Петербургской епархии.
В марте 1819 года святитель Филарет был посвящен в архиепископа, получил назначение на самостоятельную кафедру в Тверь. Возглавляя Тверскую епархию, он совершал поездки по вверенной ему территории, лично участвовал в богослужениях, много проповедовал, общался с духовенством и мирянами, вникая в их нужды, чем мог помогал.
В 1820 году его перевели в Ярославль, а на следующий год — на Московскую кафедру.
В 1823 году был издан его Катехизис. Благодаря чёткости содержащихся в нём формулировок, ясному и доходчивому изложению материала Катехизис сразу же превратился в бестселлер. Вскоре после выхода его в широкую печать, понадобилась его переиздание. После этого он переиздавался снова и снова. По сей день этот труд пользуется уважением и популярностью среди верующих.
В 1826 году святитель был возведен в достоинство митрополита. Несмотря на столь высокое духовное звание в быту его окружала достаточно скромная обстановка.
Митрополит Филарет мужественно отстаивал интересы Церкви. По роду своей деятельности и прямолинейности характера ему приходилось вступать в споры с разными власть имущими людьми, вызывать раздражение и интриги со стороны тайных и явных противников.
Много внимания он уделял вопросам о преодолении расколов, возвращению в Церковь заблудших людей, в частности униатов и старообрядцев.
Когда в 1830 году Москву потрясла вспышка холеры, митрополит Филарет организовывал молебны и крестные ходы. Его борьба за здоровье паствы сказывалась и в противодействии повальному пьянству.
Согласно свидетельствам современников, Бог, по молитвам святителя, исцелил множество людей: одна девочка излечилась от болезни ног; другая девица, крестьянка, избавилась от немоты; третья, дочь купца, оправилась от ревматизма.
Московские жители питали к владыке чувство высокой любви. Толпы народа регулярно поджидали его в местах возможного появления, ища напутствий и пастырских благословений. Вплоть до глубокой старости святитель старался лично участвовать в храмовом богослужении. Обыкновенно, по завершении служб, он благословлял каждого.
Святителю Филарету Московскому была подана на подпись бумага о запрещении священнослужения одному священнику, злоупотреблявшему вином. Почему-то замедлил подписать эту бумагу святитель Филарет. Ночью видит он сон, что обступили его какие-то странные, оборванные и несчастные люди и просят его за провинившегося священника, называя его своим благодетелем. Три раза в ночь повторялся этот сон. На утро святитель позвал виновного и стал расспрашивать о его жизни, и спросил, за кого он молится. «Ничего достойного нет во мне, владыка, — смиренно отвечал иерей. — Единственно, что на сердце у меня лежит — это молитва за всех нечаянно погибших, утонувших, без погребения умерших и безродных. Когда я служу, я стараюсь усердно молиться о таких лицах, мне известных». «Ну, благодари их», — сказал провинившемуся святитель Филарет и, разорвав бумагу о запрещении служения провинившемуся иерею, отпустил его лишь с увещанием оставить свою слабость.
Одной из важнейших задач он считал просвещение верующих. По его пастырскому благословению и при его непосредственном участии преподаватели Московской академии начали перевод сочинений отцов Церкви на русский язык. В то же время он остерегался просвещения по Западному образцу, видя в этом большую опасность и предрекая возможные катастрофы.
Незадолго до смерти, в 1867 году, святитель узрел в сонном видении отца. Тогда его любимый родитель сказал ему, чтобы он берёг 19-е число. Как именно следовало понимать эти слова, явившейся не раскрыл. Но святитель отнесся к ним с должной мерой серьёзности и решил в этот день каждого месяца обязательно причащаться Святых Даров.
В последние дни своей жизни он предупреждал желавших его навестить, чтобы приходили до 19-го ноября. В этот день, в 1867 году, митрополит Филарет мирно скончался и отошёл к Богу.
Проводить архиерея собралась почти вся Москва. Тело митрополита схоронили в Троице-Сергиевой обители, в храме Святого Духа.
Литературное наследие
Тропарь святителям Московским, глас 4
Первопрестольницы Российстии, / истиннии хранителие апостольских преданий, / столпи непоколебимии, православия наставницы, / Петре, Алексие, Ионо, Филиппе и Ермогене, / Владыку всех молите / мир вселенней даровати // и душам нашим велию милость.
Кондак святителям Московским, глас 3
Во святителех благочестно пожисте / и люди к богоразумию настависте, / и добре Богу угодисте, / сего ради от Него нетлением / и чудесы прославистеся, // яко ученицы Божия благодати.
Тропарь святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 4
Духа Святаго благодать стяжав, / богомудре святителю Филарете, / истину и правду разумом просвещенным / людем проповедал еси, / мир и милость сердцем умиленным / страждущим явил еси, / яко учитель веры и страж неусыпный / паству российскую жезлом правости сохранил еси. / Сего ради дерзновение ко Христу Богу имея, / моли даровати Церкви утверждение, // людем и душам нашим спасение.
Кондак святителю Филарету, митрополиту Московскому и Коломенскому, глас 2
Яко истинный подражатель преподобнаго Сергия, / добродетель измлада возлюбил еси, богоблаженне Филарете, / яко пастырь праведный и исповедник непорочный, / по святем преставлении / от безбожных поругание и поношения приял еси, / Бог же знаменьми и чудесы тя прослави // и заступника Церкве нашея яви.
Протоиерей максим (козлов). жизнеописание митрополита филарета (дроздова)
Your browser doesn’t support HTML5 audio
ОТЕЦ М. КОЗЛОВ: В пятницу на этой неделе память святителя Филарета Дроздова, митрополита Московского и Коломенского. Об этом человеке можно было бы говорить бесконечно много, даст Бог когда-то и представится нам такая возможность. Одно перечисление: переписка с Пушкиным, написание манифеста об освобождении крестьян в 1861-м году, создание русской Библии (он был главным инициатором перевода русской Библии), идея строительства Храма Христа Спасителя, 50 лет епископского служения, из них более 40 на московской кафедре – и я называю только самые-самые значимые вехи. Но расскажу вместо короткого образа его жизни один эпизод, который, может быть, побудит ближе познакомиться с этим человеком. К юбилею войны 1812-го года в Москве были построены известные всем нам теперь Триумфальные вороты. Такое важное церковно-государственное действие. Действительно великая победа, важнейшее патриотическое начинание. Сам император желает прибыть на освещение ворот. Все сходится. Ну, кому как не Московскому митрополиту их освещать? Но есть одно преткновение: на воротах – сколь многие люди бы этого даже сегодня и не заметили – языческие изображения. Ну так, из эстетических побуждений, просто потому, что это аналог греко-римской архитектуры – ну, как по-другому? Все понятно. Но только освещать языческие изображения для митрополита видится невозможным. А с другой стороны, гнев государя, отказаться. И вот что, собственно, последовало. Флигель-адъютант императора приехал к митрополиту и объяснил ему, что государю императору (далее я цитирую) «благоугодно завтра освятить Триумфальные ворота». Митрополит Филарет опускает глаза к земле и отвечает: «Слышу». Флигель-адъютант продолжает: «Государю императору благоугодно, чтобы Ваше Высокопреосвященство возглавили освещение». Филарет опять тихо отвечает: «Слышу». Флигель-адъютант несколько поражен его задумчивостью. «Не будет ли каких распоряжений, ваше высокопреосвященство? Что прикажете доложить государю императору?» «А что слышите, то и доложите». Предельно озадаченный офицер прибывает к Николаю Первому. Когда тот спросил: «А что Филарет?», — не нашел ничего другого, как доложить, что не понял его и дословно пересказать всю эту историю. Впрочем, надо сказать, что Николай Первый был вровень Филарету, он-то все понял. Сказал так: «Я все понимаю. Приготовить лошадей – я сегодня уезжаю». Таким образом, открытие Триумфальных ворот прошло в отсутствие и государя, и митрополита – просто полковой священник, довольно скромно. Это к разговору о раболепстве Русской Церкви 19-го столетия, о том, что у архиереев не было мужества в синодальное время говорить и поступать так, как им велела христианская совесть, а не так, как им велели власти. Наряду с какими-то эпизодами в ту сторону важно помнить и, как умел вести себя Филарет. Но, впрочем, эта история была бы неполна без одного существенного дополнения. Духовником митрополита Филарета был наместник Троице-Сергиевой Лавры архимандрит Антоний. И много лет спустя, уже после смерти святителя Филарета, он вспоминал, как тот пришел к нему в предельном смущении по поводу этого эпизода. Архимандрит Антоний говорил ему: «Не освещайте». Филарет: «Будет скорбь». «Потерпите». Потом скорбь-то эта пришла в связи с уездом императора. Еще раз говорит Антоний: «Потерпите». Прошло несколько мучительнейших дней. Наконец, примерно через неделю наместник Лавры видит митрополита Филарета спокойным и радостным. «Что случилось, владыка?» «А ночью ко мне приходил преподобный Сергий, утешил и сказал, что гроза разойдется. И я крепко ему верю». Можно считать этот рассказ несущественным, но, только соединив вместе отказ архиерея к освящению Триумфальных ворот и рассказ его духовника о том, как он пережил этот отказ, мы представим действительный образ этого великого человека, посетить которого каждый может сегодня в Храме Христа Спасителя, где он почивает своими мощами. А еще бы лучше немножко побольше стараться узнать о недооцененном, но великом деятеле русской истории 19-го столетия.
Святой интеллектуал: 11 фактов о жизни святителя Филарета Дроздова
Святитель Филарет при трех императорах был одним из самых высокопоставленных людей в России
Святой прожил долгую жизнь и был свидетелем пяти царствований – Екатерины II, Павла I, Александра I, Николая I и Александра II. Но виднейшее место в государстве он занимал при трех последних императорах. С ним нельзя было не считаться – таков был его духовный и политический вес. Когда отношения между ним и Николаем I испортились настолько, что с 1842 года митрополита перестали вызывать на заседания Святейшего Синода, очень скоро выяснилось, что работать без него высший орган церковно-государственного управления просто не может. Важнейшие синодальные дела стали высылать ему в Москву для составления окончательных заключений.
К общению с митрополитом стремились люди самых разных сословий и политических взглядов
Святитель Филарет Московский и поэт Александр Пушкин
Для своего времени святитель Филарет – фигура, безусловно, легендарная. Он был доступен абсолютно для всех. Его знала вся купеческая и простонародная Москва. Святитель вел переписку с Александром Пушкиным, Николаем Гоголем, Василием Жуковским, Федором Тютчевым. Общение с ним ценил даже такой вольнодумец как Петр Чаадаев. Иностранные послы считали своим долгом, оказавшись в Москве, лично представиться святителю, хотя это и не входило в официальный дипломатический церемониал.
Святитель Филарет был самым настоящим «пожирателем книг»
“Цена каждой части в переплете один рубль”. Издание 1871 года. Источник
Гомер, Вергилий, Цицерон, античные и немецкие философы, труды западных теологов и религиоведов, работы по эстетике и литературе – вот лишь небольшая часть широчайшего круга чтения святителя. Уже будучи иеромонахом, он писал своему отцу, протоиерею Михаилу Дроздову: «Я купил сочинения Канта; за четыре небольшие книги в осьмуху заплатил 25 р. Таковы и наши товары. Не только дороги, но и очень их мало». Особенно много пришлось читать в период преподавания в Санкт-Петербургской духовной академии. Ведь, как признавался сам владыка, «мне должно было преподавать, что не было мне преподано».
Московский митрополит был невероятно эрудированным человеком
Он в совершенстве знал немецкий, французский, греческий, латинский языки. Был одним из немногих в тогдашней России знатоков иврита.
Его изумительная одаренность вместе с невероятной работоспособностью (говорят, он работал по 18 часов в сутки!) были заметны уже в детстве. Только за время преподавания в Петербургской академии он сумел подготовить авторские лекционные материалы по полному курсу богословских наук (догматическое богословие, патрология, гомилетика, каноническое право и так далее). От такого каторжного труда он временами ощущал крайнее изнурение, на что неоднократно жаловался.
Святитель Филарет написал одно из первых в России толкований на библейскую книгу
«Записки, руководствующие к основательному разумению Книги Бытия, заключающие в себе и перевод сей книги на русский язык» – таково заглавие его труда, опубликованного в 1816 году. Это был не только один из первых опытов толкования библейского текста в России. Книга митрополита Филарета стала своеобразным пособием, ориентиром для последующего перевода и комментирования других книг Священного Писания. Святитель пользовался не только греческим переводом (Септуагинтой), но и более поздним Масоретским (еврейским) списком, благодаря чему сумел с большей точностью и глубиной передать русскому читателю смысл библейского текста.
Митрополит Филарет был последовательным сторонником создания «христианского языка»
Известен один курьёзный, но очень показательный случай: когда Александр I захотел почитать Евангелие, ему дали текст на французском языке. Не стоит удивляться, после петровских реформ высший свет говорил и читал преимущественно на французском (ученые – еще на латинском), а все остальное грамотное население — на старорусском. Сложилась парадоксальная ситуация: у христианской, казалось бы, нации не было единого языка, на котором могло бы быть обдумано содержание ее веры — в ее богословском и нравственном измерении — и текстов Священного Писания. Именно поэтому делом всей жизни святителя Филарета стал русский перевод Библии. Он был убежден, что священный текст должен зазвучать на живом, понятном для каждого языке. Это, по мысли святителя, и выработает впоследствии единый, общенациональный «христианский язык».
Святителю Филарету было доверено составление важнейших государственных документов XIX века
Письмо святителя Филарета наместнику и братии Свято-Троицкой Сергиевой Лавры. Рукопись. Автограф. 4 декабря 1860 г.
От имени Александра I владыка написал манифест о строительстве храма Христа Спасителя. А в июле 1823 года по поручению императора он тайно составил манифест о переходе прав на российский престол от цесаревича Константина Павловича к великому князю Николаю Павловичу. Об этом документе, помимо святителя Филарета, знали только два человека: граф Александр Голицын и граф Алексей Аракчеев. Уже при Александре II митрополиту было поручено написать важнейший документ XIX века – «Высочайший манифест об отмене крепостного права». Существует историческая «байка», что поначалу работу над ним доверили Юрию Самарину, сотруднику комитета по освобождению крестьян. Но когда написанное показали императору, тот, прочитав, сказал: «Что как немец написал? Отдайте Филарету».
Сам московский митрополит к проекту крестьянской реформы относился насторожено
Манифеста 19 февраля 1861 года по изданию «Великая реформа», 1911 год
Из письма святителя Филарета архиепископу Тверскому Алексию: «Вопрос о крестьянах — темный, спорный, неразрешенный, не позволяющий еще предвидеть, какое будет решение, таков, что о нем только по необходимой обязанности говорить можно, и то с большой осторожностью…». При том, что сам митрополит был абсолютным противником крепостного права, он полагал, что после достаточно консервативного царствования Николая I не стоит действовать так радикально. Святитель опасался, что эта реформа может спровоцировать непредвиденные и губительные для всего общества и государства последствия.
На протяжении всего служения митрополита Филарета в Москве его критиковали неустанно
Что только не вызывало негодование возмущающихся! Одни критиковали его за якобы заумные, слишком интеллектуальные проповеди. Другие заваливали императорскую канцелярию доносами на владыку Филарета, обвиняя его в политической неблагонадежности. Порцию общественного негодования святитель получил за тайное составление манифеста о переходе прав на российский престол великому князю Николаю Павловичу, а затем – за свою настороженную позицию относительно проекта отмены крепостного права. Его критиковали и за перевод Библии на русский язык: говорили, что если библейский текст будет переведен на современный язык, то он тем самым утратит свою сакральность. Возмущаться начали еще после издания написанного митрополитом катехизиса, где цитаты из Священного Писания были приведены на русском языке.
Святитель Филарет особенно почитал своего святого современника – преподобного Серафима Саровского
Несмотря на массовое почитание народом саровского подвижника, его официальная канонизация произошла только в начале XX века: Синод долгое время насторожено относился к святому отшельнику (подробнее об этом читайте здесь). Тем не менее святитель Филарет внес свой вклад в будущее прославление Серафима Саровского, когда в начале 1840-х годов лично способствовал публикации свидетельств о жизни и подвиге великого праведника. Кроме того, в начале 1860-х годов во время так называемого «Дивеевского дела», когда при выборах новой игуменьи монашеская община раскололась на две партии, святитель Филарет вмешался и сумел примирить враждующие стороны.
Преподобный Антоний (Медведев)
Два великих святых были связаны и опосредованно: наместник Троице-Сергиевой лавры Антоний (Медведев) был учеником преподобного Серафима и духовником московского митрополита.
Московский митрополит за год до смерти перевел стихотворение святителя Григория Богослова, которое стало его завещанием
Из архива святителя Филарета. “Чествование памяти умершего Филарета…”
О знаменитой стихотворной переписке святителя Филарета с Александром Пушкиным известно многим (подробнее об этом читайте здесь). Однако мало кто знает, что еще в юности святой занимался поэтическим творчеством, которому, правда, не придавал особого значения. А за год до своей кончины он написал стихотворное переложение с греческого «Песни увещевательной» святителя Григория Богослова, которое в каком-то смысле стало завещанием митрополита:
Близок последний труд жизни: плаванье злое кончаю
И уже вижу вдали козни горького зла:
Тартар ярящийся, пламень огня, глубину вечной ночи,
Скрытое ныне во тьме, явное там в срамоте.
Но, Блаженне, помилуй, и, хотя поздно мне, даруй
Жизни останок моей добрый по воле Твоей.
Много страдал я, о Боже Царю, и дух мой страшится
Тяжких судных весов, не низвели бы меня.
Жребий мой понесу на себе, преселяясь отсюда,
Жертвой себя предая скорбям, снедающим дух.
Вам же, грядущие, вот заветное слово: нет пользы
Жизнь земную любить. Жизнь разрешается в прах.
P.S. Телеведущий Николай Дроздов – потомок святителя Филарета
Знаменитый российский учёный-зоолог и биогеограф, ведущий телепередачи «В мире животных», путешественник и популяризатор науки Николай Дроздов приходится святителю Филарету двоюродным пра-пра-правнуком. Оснеью 2018 года Николай Николаевич записал аудиоверсию «Православного Катехизиса», написанного святителем Филаретом (Дроздовым). Аудиокнига была создана в рамках совместного проекта Издательства Московской Патриархии и радио «Вера».
Источники:
http://azbyka.ru/otechnik/Filaret_Moskovskij/
http://echo.msk.ru/amp/programs/traditions/833808-echo/
http://foma.ru/svyatoy-intellektual-11-faktov-o-zhizni-svyatitelya-filareta-drozdova.html