Развитие логического мышления детей дошкольного возраста. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
Содержание
- 1 Развитие логического мышления детей дошкольного возраста. Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте. Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста
- 1.1 Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий
- 1.2 Развитие логического мышления детей дошкольного возраста статья
- 1.3 Скачать:
- 1.4 Предварительный просмотр:
- 1.5 По теме: методические разработки, презентации и конспекты
- 1.6 Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте
Развитие логического мышления у детей дошкольного возраста посредством игровых занятий
Мышление — это психический процесс, с помощью которого человек решает поставленную задачу. Результатом мышления является мысль, которая выражена в словах. Поэтому, мышление и речь тесно связаны между собой. С помощью мышления мы получаем знания, поэтому очень важно его развивать уже с детства.
Мышление развивается в три этапа:
- Наглядно-действенное (когда ребёнок мыслит через действие с помощью манипулирования предметом) — это основной вид мышления ребёнка раннего возраста.
- Наглядно-образное (когда ребёнок мыслит при помощи образов с помощью представлений явлений, предметов) — является основным видом мышления ребёнка дошкольного возраста.
- Словесно-логическое (когда ребёнок мыслит в уме с помощью понятий, рассуждений, слов) — этот вид мышления начинает формироваться в старшем дошкольном возрасте.
У детей дошкольного возраста основными являются первые два вида мышления. Если у ребёнка хорошо развиты все виды мышления, то ему легче решать любые задачи, и он тем самым добивается большего успеха в жизни.
На основе образного мышления формируется логическое мышление. Оно является высшей стадией развития мышления. Очень актуальны в наши дни занятия по развитию логического мышления, так как они имеют важное значение для будущего школьника. Основными и главными критериями развития логического мышления у детей являются: умение выделять существенные признаки из второстепенных, умение рассуждать, сравнивать, анализировать, классифицировать предметы, аргументировать свою точку зрения, устанавливать причинно-следственные связи, развивать нестандартность мышления.
Развитие ребёнка и его обучение должно осуществляться через соответствующие данному возрасту виды деятельности и педагогические средства и должно быть непринужденным. К таким развивающим средствам для дошкольников относится игра.
Всем известно, что дети любят играть, и только от взрослого зависит, насколько эти игры будут полезными и содержательными. В процессе игры ребёнок не только закрепляет ранее полученные знания, а так же приобретает новые умения, навыки, развивает умственные способности. В игре формируются такие качества личности как: сообразительность, находчивость, самостоятельность, развиваются конструктивные умения, вырабатывается усидчивость. Исходя из этого в свои разработки, по развитию логического мышления, я включаю головоломки, смекалки, разнообразные игровые упражнения, лабиринты и дидактические игры.
С целью развития у детей умений выполнять последовательные действия: анализировать, обобщать по признаку, думать целенаправленно, сравнивать, в своей работе я использую простые логические задачи и упражнения. Любая необычная игровая ситуация, в которой есть элемент проблемности, всегда вызывает большой интерес у детей. Такие задания как поиск признака отличия одной группы предметов от другой, поиск недостающих в ряду фигур, задания на продолжение логического ряда способствуют развитию смекалки, логического мышления и сообразительности.
Один из основных залогов успешного обучения детей — это использование в работе с дошкольниками занимательного наглядного материала. На занятиях я большое внимание уделили картинному и иллюстративному материалу, так как он способствует привлечению внимания детей, развивает наглядно-образное мышление, которое, в свою очередь, стимулирует познавательную активность ребёнка.
Развитие логического мышления ребёнка дошкольного возраста зависит от создания условий, которые стимулируют его практическую, игровую и познавательную деятельность. Поэтому в группе есть уголок занимательной математики, где располагаются пособия для совместной и самостоятельной деятельности. В этом уголке представлены различные дидактические игры, занимательный материал: ребусы, лабиринты, головоломки.
В заключение предлагаю вашему вниманию конспекты занятий по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста:
Тема: «Овощи»
Цель:
— развивать умение выполнять задания, предполагающие развитие мыслительных операций — анализ и синтез предметов.
— упражнять детей в составлении целого из частей.
— учить узнавать предмет по деталям.
— учить выделять несколько предметов из группы по определённому признаку.
— воспитывать у детей самостоятельность, инициативу, чувство ответственности и упорство в преодолении трудностей.
— учить рассуждать и обосновывать свой выбор.
— развивать умение наблюдать и сравнивать, выделять общее, отличать главное от второстепенного.
— развивать внимание, восприятие.
— стимулировать познавательную активность детей.
Материал:
Демонстрационный: картинка с силуэтом зайца, картинка с овощной грядкой, картинка к заданию «Сколько зайцев спряталось за кустом?»
Раздаточный: лабиринт, карточки к игре «Собери урожай», карточки с изображением зайца из геометрических фигур, карточки с изображение зайцев с морковкой и без (по числу детей).
Занятие № 1 «На огороде»
1. Ребята посмотрите внимательно на картинку.
Как вы думаете, кто к нам в гости пришёл? Правильно, зайчик (педагог достаёт игрушку ). Он пришёл к нам не с пустыми руками, а с интересными заданиями. Хотите узнать какими?
2. Мама послала зайчика за овощами, но он заблудился и не может найти дорогу к огороду. Давайте поможем ему.
Игра: «Найди дорожку».
3. Что-то наш зайка растерялся. Ребята давайте поможем зайке собрать овощи.
Игра: «Собери урожай».
В одну корзину соберите овощи, а в другую фрукты. Покажите стрелками, что надо положить в каждую корзину.
Развитие логического мышления детей дошкольного возраста
статья
От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность ребенка на следующем этапе развития, т.е. в школе.
Скачать:
Предварительный просмотр:
РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Шерстобитова Людмила Анатольевна воспитатель МБДОУ № 41
Слово «логика» происходит от древнегреческого «логос», которое переводится как «понятие», «разум», «рассуждение». В настоящее время оно употребляется в следующих основных понятиях.
Этим словом обозначают закономерности в изменении и развитии вещей, а также это законы правильного мышления о требованиях предъявляемых к последовательному и доказательному рассуждению.
Мыслить логически , это значить выделять самое важное и отделять его от второстепенного, находить взаимосвязи и выводить зависимости, делать соответствующие выводы, умозаключения. А логическое мышление, со слов психологов, одна из высших форм деятельности человека.
Нужна ли логика маленькому ребенку?
Ведь Дошкольное детство – это очень короткий отрезок в жизни
человека, всего семь лет. Но именно в этот период развитие идет как никогда бурно и стремительно. И наряду со всеми процессами интенсивно развивается познание, совершенствуется восприятие цвета, формы, величины, пространства, времени. Происходит становление наглядных форм мышления, а также мыслительных операций. Появляются элементы логики, которые развиваются во всех видах деятельности.
Развитие логического мышления напрямую связано с возрастными особенностями детей.
Существуют следующие виды мышления:
-Предметно- действенное мышление;
У детей младшего дошкольного возраста основной вид мышления предметно – действенное: с 2,5-3лет, является ведущим до 4-5 лет.
Дошкольники этого возраста способны устанавливать некоторые связи и отношения между предметами.
В среднем возрасте возрастает объём памяти и начинает развиваться наглядно-образное внимание – с 3,5- 4 лет, ведущее до 6-6,5 лет. Дети оказываются способными использовать простые схематизированные изображения для решения несложных задач. Дошкольники могут строить по схеме, решать лабиринтные задачи. Развивается образное мышление и воображение, развивается память, внимание и познавательная мотивация.
В старшем дошкольном возрасте систематизируются представления детей, развивается словесно-логическое мышление – формируется с 5,5 – 6 лет, становится ведущим с 7-8 лет и остается основной формой мышления у большинства взрослых людей.
Дети способны не только решить задачу, но и совершить преобразования объекта, указать, в какой последовательности объекты вступят во взаимодействие и т.д.
Основными формами логического мышления являются понятие, суждение и умозаключение.
Суждение – истинное и ложное
— общее, частное и
— умозаключение по аналогии.
Логическое мышление включает в себя ряд компонентов:
-умение определять состав, структуру и организацию элементов и частей;
-целого и ориентироваться на существенные признаки объектов и явлений;
-умение определять взаимосвязь предмета и объектов, видеть их изменение во времени;
— умение подчиняться законам логики, обнаруживать на этой основе закономерности и тенденций развития, строить гипотезы и выводить следствия из данных посылок;
-умение производить логические операции, осознанно их аргументируя.
В структуру мышления входят следующие логические операции:
Сравнение – основано на установлении сходства и различия между объектами. Результатом сравнения может стать классификация.
Анализ – разъединение сложного объекта на составляющие его части или характеристики, с последующим их сравнением.
Синтез – позволяет мысленно воссоздать целое из заданных частей.
Обычно анализ и синтез осуществляются вместе.
Абстрагирование – выделение существенных свойств и связей предмета от несущественных.
Обобщение – мыленное объединение явлений и предметов по их общим и существенным признакам.
Классификация — это осмысленный порядок вещей, явлений, разделение их на разновидности согласно каким-либо важным признакам.
Конкретизация – замена слова с более конкретным значением.
Игра является ведущим видом деятельности дошкольника.
В.А. Сухомлинский писал: «Без игры нет, и не может быть полноценного умственного развития. Игра – это огромное светлое окно, через которое в духовный мир ребёнка вливается живительный поток представлений, понятий. Игра – это искра зажигающая огонёк пытливости любознательности». Игровые занимательные задачи содержатся разного рода увлекательном математическом материале.
Поэтому, считаю, что именно в ней возможно найти резервы, позволяющие осуществить необходимое развитие мышления ребенка.
Средства развития мышления различны, но наиболее эффективным является занимательная математическая деятельность.
Понимая, какое значение имеет развитие логико-математического мышления у детей дошкольного возраста, важно ребенка не только научить сравнивать, вычислять и соизмерять, но и рассуждать, делать свои выводы, аргументировать свои ответы, находить путь решения той или иной задачи. Используя в играх различный познавательный материал, у детей развиваются не только логика, но и творческое воображение, конструктивные навыки, зрительная память.
Для решения поставленных задач была проведена следующая работа:
• создана соответствующая развивающая база, где есть развивающие игры логического содержания, индивидуальный раздаточный материал для развития логического мышления;
• разработан перспективный план по данной теме для детей дошкольного возраста «Логаритмик»;
• составлена картотека логико-математических игр, игр на развитие пространственного воображения ;
- оформлена папка с рекомендациями для родителей.
1.Математические (логические) игры , задачи, упражнения
- игры на плоскостное моделирование («Танграм», «Колумбово яйцо» и т.д.)
— игры – движения (построения и перестроения со счетными палочками, спичками)
— развивающие игры («Шашки», «Шахматы», «Домино» и т.д.)
- игры логико – математические(блоки , палочки, кубики) 2.Развлечения
- загадки
- задачи – шутки
- ребусы
- кроссворды
- головоломки
- вопросы – шутки
- математические фокусы
3.Дидактические игры, упражнения
— с наглядным материалом
При подборе и проведении логико-математических игр учитывали следующие условия: работу с детьми следует проводить в системе, связывать мероприятия с работой в повседневной жизни, учитывать индивидуальные и физиологические особенности детей, использовать разнообразные формы работы (игры, наблюдения, досуги и т. д.)
Логико-математический материал в группе:
младший и средний возраст
— печатки, трафареты, шаблоны;
— природный и бросовый материал;
— настольно – печатные игры
— 2 – 3 набора разрезных картинок из 2 – 4, 6 – 8 частей;
— Разнообразные пластмассовые конструкторы
— игры на ознакомление с цветом, формой, величиной.
Логико-математический материал в группе:
— шаблоны, трафареты, печатки геометрических фигур и знаков;
— модели, макеты, мнемотехнические карты;
— подборки нетрадиционных задач и вопросов;
— тетради с заданиями;
— наборы карандашей, фломастеров, шариковых ручек;
— палочки, спички без серы;
— наборы из природного и бросового материала для практической и математической деятельности ( нитки, шнуры, пуговицы, ленточки и т.д.)
— игровой дидактический материал.
От уровня развития логического мышления во многом зависит успешность ребенка на следующем этапе развития, т.е. в школе.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
С помощью дидактических игр дети приучаются самостоятельно мыслить, использовать полученные знания в различных условиях в соответствии с поставленной задачей.
Цель: формировать основы системного мышления и логического анализа окружающей действительности, развивать творческое воображение, прививать вкус к творческой работе.Игра «На что это похоже?»Развивает .
Главной целью образования является подготовка подрастающего поколения к активной жизни в условиях постоянно меняющегося социума. Поиск эффективных дидактических средств развития логического мышления д.
Конспект«Дидактическая игракак средство воспитания и развития логического мышления детей дошкольного возраста».
В статье рассказывается об особенностях использования блоков Дьенеша для развития логического мышления детей в разных возрастных группах.
Из опыта работы по развитию логического мышления детей старшего дошкольного возраста с помощью логико-матеметических игр, таких как «Блоки Дьенеша», «Палочки Кюизенера» и др.
Развивать логическое мышление старшего дошкольника целесообразнее всего в русле математического развития. Развитие логического мышления посредством дидактических логико-математических игр имеет важное.
Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте
людмила головашина
Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте
Развитие логического мышления у детей в дошкольном возрасте.
Логика – это форма мышления, отражающая предметы и явления в их существенных признаках.
Признаками могут быть свойства предмета, которые объединяют или отделяют предметы один от другого. Иными словами, признаки – это свойства предметов, в которых они сходны между собой или различаются.
Любой предмет имеет множество, целый комплекс определяющих его признаков. Такие признаки могут определять свойства только этого предмета и быть единичными или отражать характерные черты целого ряда предметов. Такие признаки называются общими. Для подтверждения этих слов можно привести следующий пример: каждый человек имеет ряд характеризующих его признаков, часть из которых характеризуют только его. Это черты лица, телосложение, походка, мимика, а также признаки, определяемые представителями правоохранительных органов как «особые приметы», и иные броские признаки. Другие признаки характеризуют целую общность людей, выделяют эту общность из совокупности других общностей. К таким признакам можно отнести профессию, национальность, социальную принадлежность и т. п. Нередко ребенок не справляется с простыми, на первый взгляд, логическими задачами и это очень беспокоит родителей. Например, большинство детей старшего дошкольного возраста не могут правильно ответить на вопрос о том, чего больше: геометрических фигур или кругов, даже если у них в руках картинка, на которой нарисованы геометрические фигуры — много кругов и несколько квадратов. Дети отвечают, что больше кругов. В подобных случаях они основывают свои ответы на том, что видят собственными глазами. Их подводит образное мышление, а логическими рассуждениями дети к пяти годам еще не владеют.
Овладение логическими формами мышления в дошкольном возрасте способствует развитию умственных способностей и необходимо для успешного перехода детей к школьному обучению.
Логическое мышление это умение оперировать абстрактными понятиями, это управляемое мышление, это умение проводить простейшие логические операции: определение понятий, сравнение, обобщение, классификацию, суждение, умозаключение, доказательство.
Чем хорошо логическое мышление? Тем, что оно приводит к правильному решению без помощи интуиции и опыта!
Делая ошибки и учась на них мы овладеваем правилами логического мышления и пользуемся ими каждый день.
Итак, логика изучает пути к истине!
Поэтому, одна из важнейших задач воспитания маленького ребенка – развитие его ума, формирование таких мыслительных умений и способностей, которые позволяют легко осваивать новое. Большим плюсом в развитии ребенка является его обучение логическому мышлению. Именно благодаря логике можно обосновать многие жизненные явления, объяснить абстрактные понятия, научить ребенка отстаивать свою точку зрения. Посредством логики строятся сложные математические теоремы простейшие житейские суждения. Она помогает здраво оценивать мир и окружающих, понимать весь сложный процесс течения времени под названием «жизнь».
Всем известно, как дети любят рассуждать, стараясь казаться взрослыми. Но любой взрослый человек с легкостью отметит погрешности в рассуждениях ребенка, и прежде всего эти недочеты будут связаны с неточностью логического строя мысли. Преодолеть эту слабую сторону вы сможете, используя логические игры. Начав тренировать свое мышление с самого раннего детства, ребенок к началу своего обучения в школе будет значительно опережать в развитии своих сверстников.
Итак, работа с детьми по развитию элементов логического мышления включается во все основные структуры педагогического процесса:
• Организацию совместной деятельности с детьми;
• Предоставление детям возможности для свободной самостоятельной деятельность.
Эффективность развития логического мышления дошкольников возрастает, если в качестве средств обучения выступают наглядные модели, знакомство с которыми следует начинать уже в младшей и средней группах. Общая способность к наглядному моделированию развивается с помощью моделирования сериационных и классификационных отношений с использованием моделей в форме кругов Эйлера, логических блоков Дьенеша, палочек Кюизенера. Кроме этого существует много дидактических игр, направленных на формирование логического мышления детей дошкольного возраста.
Играть в логические игры полезно в любом возрасте. Поэтому не стоит ставить какие – то конкретные возрастные рамки для участников игры.
Вот несколько из них.
На развитие смекалки: «Кто позвал?»
Игра для маленьких. Сущность игры заключается в том, чтобы по голосу определить кто сказал слово.
На понимание: «Чей след»
Рисуются следы животных и людей, угадать, чьи следы.
На развитие художественно – образного мышления:
«Фигуры» На что похожи геометрические фигуры?
«Тень»— по тени определить, от какого она предмета.
Игры на интуицию: «Дорисовки»
«Слова» закончить стихотворение. Используйте произведения Корнея Чуковского, Самуила Маршака, Агнии Барто.
Игры на развитие внимания: «Что лишнее?», «Найди отличия».
В эти логические игры можно играть, как в детском саду, так и дома вместе с родителями.
Формирование логического мышления с помощью развивающих игр «Формирование логического мышления с помощью развивающих игр» При формировании логического мышления важно отметить что, целенаправленно.
Презентация «Развитие логического мышления у детей старшего дошкольного возраста средствами дидактических игр» Именно с логического мышления начинается формирование мировоззрения ребенка. В процессе развития логического мышления у ребенка формируются.
Источники:
http://urok.1sept.ru/%D1%81%D1%82%D0%B0%D1%82%D1%8C%D0%B8/620212/
http://nsportal.ru/detskiy-sad/raznoe/2019/10/20/razvitie-logicheskogo-myshleniya-detey-doshkolnogo-vozrasta
http://www.maam.ru/detskijsad/razvitie-logicheskogo-myshlenija-u-detei-v-doshkolnom-vozraste.html