В каком году жили 3 богатыря. Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
Кто изображён на картине Васнецова «Три богатыря» (фото)?
Кто изображён на картине Васнецова «Три богатыря» (фото)?
Конечно же, на картине изображены три известнейших богатыря из русских былин: Добрыня Никитич (слева, на белом коне), Илья Муромец( посередине, смотрит вдаль) и Алеша Попович (соответственно, справа на рыжем коне, самый молодой из богатырей).
Композиция всемирно известной картины Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» понятна даже детям, поскольку на ней предстали три любых образа русских былин, которые защищали русскую землю от набегов и злых чудищ.
На картине В. М. Васнецова изображены три богатыря. Богатыри – могучие, храбрые люди, защитники отечества. Они зорко смотрят вдаль, так как стерегут границы Руси. И эти три могучих человека готовы вступить в битву с врагами Руси в любую минуту. Они исполняют свой богатырский долг и уверены в правоте своего дела. Выражение их лиц серьёзное, хладнокровное, взгляд грозный. Этих трёх богатырей зовут Добрыня Никитич, Илья Муромец и Алёша Попович. Все эти смельчаки полны достоинства, величавы и очень собранны, готовы биться в любой момент не на жизнь, а на смерть. Они очень уверены в себе и готовы умереть за Русь.
Илья Муромец – герой былин – расположен в самом центре картины. Крестьянский сын из села Карачарово из города Муромля – самый старший и могучий богатырь. Он не богат, но по нему видно, что он не нуждается в богатстве. Одет он просто. На Илье Муромце простая кольчуга, грубая серая рукавица и самые обычные сапоги в цвет коричневым штанам. Он легко держит палицу, которая весит более четырёхсот килограмм. Также Илия Муромец держит большое копьё, которое помещено в центр картины, это говорит о том, что он может справиться с таким большим оружием. Его крестьянское происхождение видно по его лицу. Оно широкое с большими скулами. Он зорко смотрит в сторону. Его глаза очень серьёзны, а брови нахмурены. Илья Муромец сидит на могучем вороном коне. Конь его тяжёл, как земля, и очень красив. Этот конь под стать хозяину. Сбруя у коня красивая, и кажется, что, когда он скачет, звенит бубенчик. Конь смотрит с лёгким укором туда же, куда и хозяин. Я думаю, что Илья Муромец хорошо заботится о своём коне, так как он ухожен, бодр и велик.
Добрыня Никитич – сын рязанского князя – находится слева от Ильи Муромца. Он богат. На нём надета богатая кольчуга, его щит украшен жемчугами, золотые ножны и рукоять меча. Его орлиный взгляд суров. Его борода ухожена и длинна. Он дальновиден. Добрыня Никитич моложе Ильи Муромца. Его конь красив и бел. Его сбруя превосходно смотрится на нём, да и притом она очень богата. Грива скакуна, как женские волосы, ухоженная и развевается на ветру. В некоторых былинах говорится, что коня зовут Белеюшка. Этот конь быстр, как ветер. Он словно говорит хозяину, что враг близко.
Алёша Попович родился в семье священника. Одет он не богато, но и не бедно. Его кольчуга и шлем блестят. Он самый молодой и без бороды. Алёша худой. Его взгляд слегка косит в сторону. Взгляд его лукав, так как, похоже, что он замышляет какую-то хитрость. Он держит своё любимое оружие – лук. Лук у него разрывчатый, тетивочка каленая, а стрела быстрая. Он возит с собой гусли. Сидит Алёша Попович на рыжем коне с белым пятнышком на лбу. Его грива светла, красива и ухожена. Конь богатыря горяч как огонь.
Я думаю, что Васнецову удалось передать тревожность того исторического времени, когда на Руси существовали богатырские заставы через тяжёлые облака и грозовые тучи над Русью. Также через сильный ветер, который виден по развеванию грив и хвостов лошадей и по колышущейся траве.
Я считаю, что художник показывает мощь богатырей и создаёт монументальность их образов, так как они занимают огромную площадь в картине. Также Васнецов поднимает линию горизонта, и фигуры лошадей уходят в небо. Ёлочки Васнецов изобразил маленькими, а богатырей большими, и это создаёт контраст ёлочек и больших фигур и подчёркивает мощность богатырей.
Секреты «Богатырей» Васнецова: кого на самом деле изобразил художник на знаменитой картине
Получайте на почту один раз в сутки одну самую читаемую статью. Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте.
Виктор Васнецов работал над «Богатырями» около 30 лет. Первые наброски датированы 1871 годом, композиция задумана в Париже в 1876 г., а закончена картина были лишь в 1898 г. Это полотно стало центральным на персональной выставке художника в том же году. Васнецов признавался: «Я работал над Богатырями, может быть, не всегда с должной напряженностью, но они всегда неотступно были передо мною, к ним всегда влеклось сердце и тянулась рука! Они были моим творческим долгом, обязательством перед родным народом».
Фольклорные мотивы были очень популярными в творчестве художников-передвижников, а для Виктора Васнецова эта тема стала одной из главных. В центре композиции «Богатырей» (название «Три богатыря» ошибочно, хотя в народе эту картину называют именно так) – былинные герои. Богатырская тема влекла художника всю жизнь. Об этом свидетельствуют картины «Баян» (1910), «Богатырский скок» (1914), «Единоборство Пересвета с Челубеем» (1914), «Бой Добрыни Никитича с семиглавым Змеем Горынычем» (1918) и другие.
Историческими прототипами героев картины стали былинные богатыри Илья Муромец, Добрыня Никитич и Алеша Попович. Примечательно, что Илья Муромец – не только сказочный, но и вполне реальный персонаж. Это был воин по имени Чоботок, который родился предположительно в 1188 г. в Муроме. После тяжелого ранения в бою он «роздал нажитые богатства на украшение храмов» и постригся в монахи, приняв новое имя – Илья. В 1643 г. Русская православная церковь причислила его к лику святых под именем преподобного Ильи Муромца. Его мощи хранятся в Киево-Печерской Лавре.
В 1988 г. ученые провели исследование останков Ильи Муромца, в ходе которого установили, что он действительно до 30 лет был прикован к постели из-за болезни позвоночника, и что погиб он от удара копья в сердце. В конце ХХ в. удалось реконструировать и его внешний облик: ученые утверждают, что это был крупный мужчина с развитой мускулатурой, ростом около 182 см. На момент создания картины Васнецов не знал этих фактов, но изобразил богатыря таким, каким сам его представлял: кряжистым, величественным и спокойным.
Исторический прототип Добрыни Никитича определить сложнее: в былинах упоминается несколько персонажей с таким именем. Судя по всему, он был представителем княжеского рода. А вот об Алеше Поповиче известно больше, правда, в летописях он упоминается под именем Александр Попович. Это был ростовский боярин, который побеждал врага не столько силой, сколько умением и смекалкой. Он проявил себя как бесстрашный воин в нескольких значительных сражениях. Но позже, под влиянием прозвища Попович (сын попа) народная молва приписала герою совсем другие черты – хитрость, коварство и любвеобильность.
Все три богатыря жили в разное время, и могли встретиться только на картине Васнецова. Когда Илья Муромец был таким, каким его изобразил художник, Добрыня должен был быть стариком, а Алеша Попович – мальчиком.
Однако кроме былинных героев, у персонажей Васнецова были и вполне реальные прототипы, которых он нашел среди своих современников. Говорят, что прообразом Ильи Муромца стал крестьянин Владимирской губернии Иван Петров, а также извозчик, которого художник встретил в Москве и уговорил позировать: «Иду по набережной около Крымского моста, – рассказывал потом В. Васнецов, – и вижу: стоит около полка здоровенный детина, точь-в-точь вылитый мой Илья».
В облике Добрыни некоторые исследователи усматривают черты самого Васнецова. Есть мнение, что лицо Добрыни стало собирательным типом рода Васнецовых – не только художника, но и его деда и отца. А вот для Алеши Поповича художнику позировал в имении Абрамцево младший сын хозяина Саввы Мамонтова Андрей. Тогда ему было всего 13 лет, а спустя 8 лет юноша заболел и скоропостижно скончался. Васнецов дописывал его образ уже по памяти.
Понравилась статья? Тогда поддержи нас, жми:
«Богатыри» Виктора Васнецова: история, характеры и прототипы
Почему художника влекла древняя Русь, и кто сподвиг его на написание монументального полотна?
Виктор Михайлович Васнецов говорил, что картина «Богатыри » – это его обязательство перед народом, благодарность ему за то, что « вырастил, воспитал, вооружил уменьем ». Замысел у него возник еще в 1871 году.
Он набросал карандашом эскиз. Через пять лет в Париже повторил рисунок уже в красках. В мастерскую к нему в этот момент вошел Василий Поленов и восхитился. Васнецов же щедро предложил, мол, бери себе, раз нравится. Поленов возмутился тем, что Виктор Михайлович Васнецов так легко разбрасывается столь замечательными работами, однако сам художник не видел на тот момент ничего особенного в этюде. Поленов предложил сегодня широко известную сделку: « Ты даешь мне слово, что эскиз этот будет наброском к большой картине. Когда напишешь ее, подаришь мне этот эскиз, но не раньше ». Написав своих трех богатырей, Виктор Михайлович Васнецов таки подарил Поленову тот эскиз.
Художник признавался, что более всего его влечет древняя Русь: « Характер, понимаешь ли, дух русского человека, когда он перед силами природы, перед врагом один стоял и ни у кого защиты не просил ». В картине «Богатыри» Виктору Михайловичу Васнецову удалось максимально полно отразить этот характер. А первый подход к теме мастер сделал еще в работе «Витязь на распутье».
На огромном полотне изображена застава. Глядя на три грандиозные конные фигуры на картине Виктора Михайловича Васнецова «Богатыри» , поневоле вспоминаешь былинное: конь бежит – земля дрожит. В центре композиции восседает на огромном черном коне Илья Муромец. Телосложения он крепкого и могучего. Приставив руку ко лбу, Илья Муромец обозревает округу. Взгляд спокойный и уверенный, в нем и основательность, и цепкость (ничто не укроется от этого взгляда) и великодушие (сильный может его себе позволить) и простота – простого роду этот богатырь, выходец из народа и потому особо любим народом. В одной руке у него копье и щит, с запястья другой свисает тяжелая булава – о ней сказано « палица булатная сорока пудов ». Но рука Ильи Муромца не сгибается под этой тяжестью, словно браслет какой, а не сорок пудов на ней. Среди трех богатырей на картине он атаман, главный над всеми. Конь – под стать ему, « лютым зверем » его называют в былинах. В качестве сбруи – тяжелая металлическая цепь, только ею и можно обуздать норовистого коня.
Слева от него на картине «Богатыри» другой легендарный герой русских былин – Добрыня Никитич. Он знатного происхождения, что видно и по его изящной кольчуге и по переливающемуся, сияющему алмазами да рубинами алому щиту, и по изысканной тонкой сбруе белоснежного статного коня. В былинах он представлен человеком зрелым, степенным, благородным. Он старше товарищей. Таким его и изобразил Васнецов. Видно, что Добрыня Никитич силой большой обладает, но при этом нетерпеливости в нем нет, он опытный и рассудительный. Рука его на картине «Богатыри» наполовину вынула меч из ножен, он готов в любой момент выхватить его и, можем быть уверены, промедления не допустит. Кстати, меч-кладенец Добрыни в былинах фигурирует как заговоренный, отнятый у самого Змея Горыныча.
Справа на картине Виктора Михайловича Васнецова на буром коне Алеша Попович, самый молодой из трех богатырей. В руках у него лук со стрелами, а на боку висят гусли – не только персонажи былин воевать могут. Алешу легко представить весельчаком, песенником, в его образе сильно лирическое начало, а сила его – в сметливости и ловкости. Конь Алешин пощипывает траву и кажется беззаботным. Но благодаря своей поджарости и легкости в бою он будет быстр и стремителен, как молния.
Конкретные былинные образы вполне узнаваемы, но три богатыря на картине кажутся не просто персонажами мифа, а олицетворением защитной и созидательной силы русской. Васнецов выбрал интересный ракурс – зрители смотрят на героев полотна снизу вверх. За счет этого фигуры трех богатырей на картине кажутся громадными, а пейзаж – не просто фоном, на котором они написаны. За их спинами – земля, которую они готовы защищать, которая может чувствовать себя в безопасности, пока у нее такие стражи.
Илью Муромца для картины «Богатыри» Виктор Михайлович Васнецов писал с абрамцевского крестьянина-извозчика Ивана Петрова. Прототипом юного Алеши Поповича стал Андрей, сын мецената Саввы Мамонтова, в чьем имении в Абрамцеве летом гостил Васнецов с семьей. А вот Добрынюшка для художника практически семейный богатырь. Искусствовед Николай Прахов утверждал: « Лицо Добрыни является собирательным типом Васнецовых — отца, дяди и отчасти автора ». Хоть это не единственная версия, не менее популярна и та, согласно которой Добрыня написан с Поленова. А вот с лошадьми все однозначно – все они из конюшни Саввы Мамонтова.
Работал над картиной «Богатыри» Васнецов очень долго. Более того, когда уже готовую работу купил для своей галереи Павел Третьяков, художник частенько захаживал туда с палитрой в руках – чтобы вносить еще какие-то правки. Любимой его картиной была «Аленушка», а вот самой важной Виктор Михайлович Васнецов считал «Богатырей». Более того, из-за них чуть было не отказался от росписи Владимирского собора в Киеве. Фактически даже отказался, в первую очередь потому, что опасался картину «Богатыри» забросить. Правда, в итоге все же и собор расписал, и полотно закончил.
Источники:
http://www.bolshoyvopros.ru/questions/1263772-kto-izobrazhjon-na-kartine-vasnecova-tri-bogatyrja-foto.html
http://kulturologia.ru/blogs/021216/32475/
http://zen.yandex.ru/media/id/595ca3dee86a9e3f7efbc39b/59f6eb373c50f7ac0933f824