Ребенок меланхолик — каковы особенности его развития и воспитания. Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты
Содержание
- 1 Ребенок меланхолик — каковы особенности его развития и воспитания. Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты
- 1.1 Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты
- 1.2 Ребенок меланхолик — каковы особенности его развития и воспитания
- 1.3 Проблемы ребенка – меланхолика
- 1.4 Советы родителям по воспитанию ребенка-меланхолика
- 1.5 Разный темперамент — разные дети статья
- 1.6 Скачать:
- 1.7 Предварительный просмотр:
Активная мама и медлительный малыш: как подстроить разные темпераменты
Разные темпераменты могут сильно осложнить отношения детей и родителей. О том, как избежать этого, мы и поговорим.
Темперамент — это тип высшей нервной деятельности, определяющийся реакцией на внешние и внутренние раздражители. Одни обижаются на все подряд, вторые обладают слоновьей кожей. Третьи вспыхивают, как спички, четвертые никогда не повышают голос. Кто-то склонен к эмоциональным скачкам, кто-то, наоборот, надолго «зависает» в одном состоянии (апатия, гнев, радость).
Суть этой разницы много столетий назад постиг Гиппократ: он открыл 4 вида темперамента и таким образом поделил человечество на группы.
✓ Флегматики замкнуты и спокойны. Реакции у них долгие и медленные, речь — плавная, движения — основательные. Восстанавить силы такие люди могут только наедине с собой.
✓ Холерики беспокойные и открытые. Нервные импульсы толкают их на кипучую деятельность и яркие эмоциональные проявления. Энергичные, подвижные люди с активной мимикой и жестикуляцией.
✓ Меланхолики замкнуты и беспокойны одновременно. Интроверсия не позволяет им «выплескивать» эмоции, поэтому они часто чувствуют себя растерянными. Движения их обычно плавны, взгляд — печален, интонации — «убаюкивающие».
✓ Сангвиники спокойные, открытые, веселые и необидчивые. Они обожают шумные компании и «вянут» без общения.
Конечно же, «чистых» проявлений темперамента не существует в природе. Однако в каждом из нас превалируют черты того или иного типа.
1. Мама — холерик, ребенок — флегматик
«Что ты возишься!», «Ты час шнуруешь один ботинок», — примерно так реагируют быстрые мамы на детей, у которых от природы более спокойный нрав. Когда малыша-флегматика торопят, он начинает нервничать и… становится еще более медлительным. А мама, разумеется, раздражается еще больше. Даже самые маленькие «флегмы» — весьма основательные ребята: они долго планируют свои действия, а потом выполняют их точно и тщательно. На самом деле, такой ребенок меньше других нуждается в родительском контроле.
➤ Решение: Вас спасет тайминг! Засеките, сколько времени уходит у ребенка на то или иное занятие. Если малышу нужно полчаса для того, чтобы собраться в садик, не торопите его, используйте это время для своих личных нужд. В конце концов, можно просто спокойно попить кофе.
➤ Делайте вместе: Холерики и флегматики одинаково любят прогулки. Для первых — это способ активно провести время, для вторых — возможность спокойно наслаждаться красотами природы. По такому же принципу этой паре подойдут музеи и выставки.
! Темперамент проявляется с первых дней жизни. Флегматики реже плачут, сангвиники стремятся к контакту с окружающим миром и т. д. Переделать это невозможно. Лучше с первых же месяцев стараться выработать устраивающую обе стороны стратегию общения с ребенком. И уж точно не нужно вешать на малыша обидные и несправедливые ярлыки, вроде «копуша», «лентяй» или «шило в попе».
Неправильные установки: 7 ошибок родителей
Дети, как губка, впитывают все, что говорят взрослые. Но порой наши слова они воспринимают совсем не так, как мы хотим: и вместо того, чтобы помочь, портим им жизнь.
2. Мама — холерик, ребенок — меланхолик
Активная и общительная мама может просто не замечать переживаний «печального» малыша и таким образом обижать его. Энергичные холерики плохо чувствуют чужие границы, легко делятся сокровенным и требуют того же от других. «Ты что, влюбился?», «Что ты там рисуешь в своем блокноте, покажи. » — эти фразы скрывающий свои чувства меланхолик воспринимает очень болезненно.
➤ Решение: Возможность побыть наедине с собой такому малышу необходима, как воздух. Выделите ему пару «личных» часов в день: за это время он разберется со своими переживаниями, восстановит ресурс, разложит эмоции по полочкам и успокоится. Можно попробовать наладить с ним «эпистолярный» диалог. Хочется обсудить с ребенком проблему, а он избегает разговора? Предложите ему ответить на ваши вопросы письменно, а потом сами сделайте то же самое.
➤ Делайте вместе: У меланхоликов и холериков есть нечто общее — богатый эмоциональный мир. Поэтому творческие занятия будут интересны обоим. Можно, например, вместе рисовать: ребенок пусть работает над деталями, а вы закрашиваете поля и контуры.
3. Мама и ребенок, оба — холерики
Люди подобного склада известны своей вспыльчивостью. Результат взаимодействия двух холериков предсказуем: спровоцировать громкий скандал может абсолютно ничтожное событие. В этой паре и мама, и ребенок обладают уникальным свойством — они заражают своими эмоциями окружающих и при этом легко поддаются на чужие проявления чувств. Так, стоит маме чуть повысить голос, как ребенок тут же отвечает ей вдвое эмоциональней.
➤ Решение: Самый важный навык холериков — способность контролировать свои чувства. Для того чтобы этого добиться, их надо научиться распознавать. Договоритесь не выкрикивать обвинения, а сразу спокойно рассказывать о тех эмоциях, которые испытываете. Приучите ребенка (и себя) обозначать только свои ощущения, начиная со слова «я». Вместо «ты меня злишь!» говорите — «я испытываю гнев». Так вам будет гораздо проще научиться слышать и понимать друг друга.
➤ Делайте вместе: Любые виды активности придутся по вкусу: танцы, спорт, походы. А из домашних игр мы бы посоветовали этим двоим попробовать «Твистер».
4. Мама — меланхолик, ребенок — холерик
В этой паре один замкнут и пассивен, а другой — возбудим и деятелен. Благодаря природной напористости, малыш-холерик может легко взять верх над мамой и практически стать ее «руководителем». Он вечно тянет за руку — «пойдем, посмотрим, что там!», «давай проедем на троллейбусе еще остановку», «нам надо срочно купить новый комикс». Нередко у мамы попросту не хватает сил сопротивляться, и она начинает подстраиваться под более сильного в энергетическом плане ребенка.
➤ Решение: Научите детку «сбрасывать» напряжение с помощью активных занятий — спорта или танцев. Купите скакалку: прыжки (как и бег) помогают холерикам успокоиться. А также постоянно направляйте его бешеную энергию на благие цели. Хочет активностей? Пожалуйста! Пусть помогает вам в работе по дому. Ему понравится!
➤ Делайте вместе: В принципе, вам подходят все способы, в которых один может «созерцать», а другой — совершать подвиги. Можно, например, отправиться в парк аттракционов и наблюдать за бесстрашно покоряющим карусели малышом.
5. Мама — меланхолик, ребенок — сангвиник
Малыш живо интересуется миром, носится по квартире, как электровеник, и бесконечно задает вопросы. Мама, тем временем, мечтает исключительно о тишине и покое. Восторги ребенка ее тревожат, энтузиазм — выматывает. В результате малыш не получает нужной ему эмоциональной реакции.
➤ Решение: Сангвинику необходима частая смена впечатлений, спокойная обстановка для него невыносима. Внесите в расписание ребенка как можно больше кружков: на занятиях, помимо прочего, он компенсирует недостаток общения с детьми. Кроме того, когда сангвиник чем-то увлечен, он становится тихим и сосредоточенным. Научитесь заинтересовывать детку! Например, так: «А знаешь, почему у радуги 7 полос? Найди ответ в этой книжке!»
➤ Делайте вместе: Настольная игра не потребует от мамы-меланхолика излишней активности, и в то же время поможет интересно провести время с маленьким сангвиником. Рисование, лепка, любые другие занятия и игры, в которых задействованы воображение и интеллект, понравятся вам обоим.
! Считается, что в современном мире легче всего жить сангвиникам. Флегматики — на почетном втором месте. Говорят, что их нервная система напоминает неваляшку: эмоциональные удары — замечания или критику они воспринимают очень спокойно. Эти люди легко переживают неудачи и никогда не концентрируются на неприятностях. Берите пример!
Как определить темперамент ребенка?
Попросите ребенка назвать животное, которое он с собой ассоциирует, и объяснить свои выбор. Ответ типичного холерика: «Конечно,— гепард, потому что это быстрый и сильный зверь!» Сангвиник скажет что-то вроде: «Я — собака: она дружелюбна и общительна». Меланхолик вспомнит кошку — ведь она гуляет сама по себе. Флегматик, скорее всего, назовет ленивца или панду — они такие же спокойные и задумчивые.
Определить темперамент малыша можно и по цветовой гамме его рисунков. У холериков преобладают оттенки красного. Сангвиники выбирают оптимистичные оранжевый и желтый, флегматики — спокойные синий и зеленый. Меланхолики предпочитают пастельные оттенки, а также неяркие серый и коричневый.
Ребенок меланхолик — каковы особенности его развития и воспитания
Меланхолический темперамент ребенка легко определить по его поведению. Малыш очень тихий, спокойный, послушный, отзывчивый, любит животных и бережно к ним относится. Нередко из-за скромности такого ребенка сложно выделить из группы детей. Играть малыш предпочитает в одиночестве или с близким другом.
Ребенка-меланхолика легко обидеть и довести до слез. Он очень чувствительно относится к любой критике, сильно переживает при неудачах и проигрышах. Ему сложно постоять за себя, защититься от обидчика.
Такой ребенок радует родителей своей рассудительностью, вдумчивостью, стремлении найти объяснения происходящему. А в душе у него кипит буря переживаний, которая тщательно скрывается за видимым спокойствием. Об этом каждому родителю нужно помнить, чтобы случайно не задеть чувств крохи небрежно сказанным словом или действием.
Проблемы ребенка – меланхолика
Малыш с таким типом темперамента очень замкнутый, не рассказывает о своих чувствах и переживаниях. Нередко родители на фоне общего поведения могут не заметить, что их кроху что-то беспокоит.
Критиковать меланхолика нужно с осторожностью. Из-за повышенной чувствительности, часто сочетающейся с заниженной самооценкой, он очень остро реагирует на замечания. Они могут вызвать поток слез.
Ребенок-меланхолик жалуется на сверстников, воспитателей. Ему трудно привыкнуть к новым людям, коллективу. Малыш может чувствовать себя не таким как все. Это доставляет ему переживания и страдания.
Советы родителям по воспитанию ребенка-меланхолика
Воспитывая маленького меланхолика, нужно помнить, что у него обострено чувство вины, поэтому ругать и критиковать его нужно очень осторожно. Тем более не стоит этого делать прилюдно. Лучше спокойно объяснить, что он сделал не правильно, отведя его в сторону.
Важно хвалить и подбадривать ребенка-меланхолика как можно чаще. Даже если победа или достижение были не значительными. Такому ребенку нужна поддержка и одобрение взрослых, они помогают поднять его самооценку, придают уверенности в себе.
Меланхолики стараются избегать игр, в которых присутствует соревновательный дух. Если родителям предстоит подобное занятие, в первый раз можно поддаться, чтобы малыш ощутил свою силу и радость от победы. Тогда следующую игру он начнет с хорошим настроением.
Самое главное — это создать для своего ребенка-меланхолика комфортные условия в семье. Только тогда он сможет раскрыться, проявить свои умения и способности. Такому ребенку очень нужна родительская любовь и внимание.
Разный темперамент — разные дети
статья
Разный темперамент — разные дети
Скачать:
Предварительный просмотр:
«Разный темперамент – разные дети»
(Консультация для родителей).
Индивидуальные особенности детей.
Почему дети такие разные? Одни бойкие и активные, другие — тихие и застенчивые. Одни с удовольствием идут в детский сад, играют со сверстниками, другие — плачут и с трудом привыкают к детскому коллективу. Ответить на этот вопрос не так просто. То, каким будет ребенок, зависит от врожденных особенностей — темперамента, типа нервной системы, физического здоровья, от условий жизни, от того, каких принципов воспитания придерживаются родители.
Ребенок может сильно отличаться от родителей, и тогда возникает естественное желание изменить его. Например, быстрой, активной маме трудно смириться с тем, что ее малыш делает все медленно. Она старается «перевоспитать» его, однако нередко результаты ее стараний оказываются прямо противоположными, поскольку некоторые качества изменить невозможно, да и не нужно. Важно уметь принимать малыша таким, какой он есть, помогая ему приспособиться к своим особенностям и жить с удовольствием.
Какие-то особенности зависят от возраста детей — например, в 3 года многие дети становятся особенно упрямыми и капризными, в 4—5 лет активно развивается воображение, и дети становятся фантазерами. Иногда следует просто запастись терпением и спокойно принимать происходящее с ребенком. Однако некоторые особенности поведения напрямую определяются воспитанием в семье, и в этом случае важно хорошо представлять себе, как ваши методы воспитания, атмосфера в семье могут сказаться на ребенке.
Важно помнить о том, что:
Навешивать на ребенка «ярлыки» — «копуша», «застенчивый», «злой» и т.д.
Пытаться изменить ребенка, сделать его таким, как вам хочется. Если ребенок родился медлительным, то вряд ли он станет активным и быстрым, как бы вам этого ни хотелось.
Сравнивать ребенка с другими детьми.
Кричать на ребенка, наказывать его за то, в чем он не виноват.
Принимать ребенка таким, какой он есть, подчеркивать его достоинства, сильные стороны.
Оказывать ему поддержку, помогая преодолевать трудности.
Быть последовательным в воспитании, твердо осознавать, что вы разрешаете ребенку делать, а что запрещаете.
Быть внимательным к нуждам и потребностям малыша.
Осознавать, что со временем ребенок меняется и на каждом возрастном этапе ему могут быть присущи определенные особенности.
Вы можете помогать ребенку расти, ощущать себя хорошим и нужным, понимая и учитывая закономерности его развития и бережно относясь к его индивидуальности.
РАЗНЫЙ ТЕМПЕРАМЕНТ — РАЗНАЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОСТЬ
Темперамент характеризует темп, интенсивность, ритм, скорость психических процессов и состояний. Эти индивидуальные особенности человека врожденны, проявляются достаточно рано и сильно влияют на эмоциональное поведение человека.
Одни дети непоседливы, стремительны и не способны долго усидеть на месте, другие часами играют за столом, перебирая картинки или кубики. Одни никак не реагируют на замечания, другие моментально начинают плакать. Все эти проявления зависят от темперамента ребенка. Изменить эмоциональные реакции и поведение импульсивного ребенка, переделав его в «тихоню», невозможно, да и ни к чему — у каждого типа темперамента есть свои достоинства и недостатки. Родителям важно знать сильные стороны темперамента своего ребенка, чтобы помочь ему адаптироваться, успешно общаться, осваивать новые знания и пр.
Такой малыш быстрый, очень подвижный, с трудом переносит ожидания, у него легко возникают эмоциональные вспышки, настроение неустойчиво (быстро переходит от радости к гневу). Ребенок-холерик не выносит монотонной работы, требующей усидчивости и терпения. В то же время он решителен, уверен в себе, настойчив и бесстрашен, любит риск и приключения. Увлекшись каким-либо занятием, заражает им других. По натуре он экспериментатор.
Положительные черты: Активность, напористость, решительность, подвижность, эмоциональность.
Отрицательные черты: Повышенная возбудимость, импульсивность, несдержанность, резкость.
Как себя вести родителям?
Помните, что для быстрого ребенка очень вредное воздействие оказывает чрезмерное ограничение со стороны родителей. Поэтому направляйте энергию ребенка в полезную двигательную активность. Самое главное — занять такого ребенка интересным делом. У такого малыша в течение дня обязательно должна быть интенсивная физическая нагрузка. Спорт хорошо дисциплинирует именно холериков. Организуйте для ребенка щадящий режим: возбуждающие игры, фильмы и т.п. в умеренных дозах и не менее чем за 2 часа до сна. Такого ребенка, увы, нужно контролировать больше, чем других. Предоставленный сам себе, он может попасть в опасную ситуацию. Не следует раздражаться по поводу «неудобного» поведения ребенка, применять к нему такие меры воздействия, как окрики, шлепки, угрозы — от этого он становится еще более неуправляемым. Лучше спокойно приучать его к тем видам деятельности, где требуется терпение: лепка, конструирование, настольные игры, игры с правилами и пр. Учите его исправлять последствия своей импульсивности. Необходимо вырабатывать сосредоточенность, усидчивость — учить соблюдать правила общения (говорить спокойно, ждать своей очереди, считаться с желаниями других). Приветствуйте дружбу своего ребенка — холерика с ребенком — сангвиником или флегматиком.
ФЛЕГМАТИК.
Невозмутимый и спокойный, эмоционально сдержанный, усидчивый и дисциплинированный. В выполнении любых заданий чрезвычайно медлительный. В своих интересах достаточно постоянный, легко принимает четкий и жесткий режим дня. Шумных игр такой ребенок не любит, так же как и интенсивного общения со сверстниками. Долго может принимать решения, но, единожды приняв, вряд ли их поменяет.
Положительные черты: Уравновешенность, терпимость, способность к сосредоточению, невозмутимость, самообладание, старательность, аккуратность.
Отрицательные черты: Медлительность, вялость, безучастность к окружающему.
Как себя вести родителям?
Вы легко можете доверить ему какое-либо дело: ребенок-флегматик очень ответственен и добросовестен. Никогда не торопите его — флегматик от этого начинает действовать еще медленнее. Нельзя использовать окрики, угрозы, желая заставить действовать быстрее. Используйте в воспитании похвалу — положительное подкрепление является лучшим стимулятором для ребенка — флегматика. Для такого ребенка совершенно неадекватна атмосфера спешки и четкого лимита времени, в этом случае он может «зависнуть», как компьютер. Такому малышу нужно помочь выразить свои эмоции: почаще рассказывайте ему о том, что переживают другие люди в различных ситуациях. Чтобы поведение и мышление флегматика не стали стереотипными, давайте ему побольше творческих заданий, которые имеют несколько вариантов решения. Старайтесь выводить его «в люди»: в музеи, на выставки, в театр — пусть пополняет свой эмоциональный опыт. Необходимо развивать двигательную активность, коммуникативные навыки. Побуждайте медлительного ребенка к любым проявлениям активности, поощряйте его подвижность. Поддерживайте дружбу своего флегматика с детьми — холериками или сангвиниками, это научит его быть более быстрым.
МЕЛАНХОЛИК.
Такой ребенок эмоционально очень чувствителен и легко раним. Любые эмоциональные переживания длятся у него долго и мешают сосредоточиться на каком-либо деле. Меланхолик хорошо чувствует эмоциональное состояние других людей, определяя его по мимике, жестам, интонациям («Почему дядя такой сердитый?» или «Почему этот мальчик злится?»). Ребенок — меланхолик очень нуждается в поддержке и похвале близких, из-за неуверенности в себе трудно идет на контакт со сверстниками, обидчив и настороженно относится ко всему новому. Самая незначительная неприятность может вызвать у него слезы. Меланхолик болезненно реагирует на смену привычного эмоционального окружения (приход в семью няни, развод родителей и пр.), быстро утомляется.
Положительные черты: Высокая чувствительность, высокий уровень самоконтроля, способность к эмпатии.
Отрицательные черты: Неуверенность, замкнутость, боязливость, тревожность.
Как себя вести родителям?
Для меланхолика самым главным является спокойная, доброжелательная психологическая атмосфера дома. Только ребенка надо постоянно хвалить, демонстрируя веру в его способности. Даже если задание выполнено не очень хорошо, нужно уметь вселить в ребенка уверенность, одобряя саму попытку решить ту или иную задачу. У меланхолика должна быть постоянная возможность переживания успеха от выполнения самых незначительных дел. Нельзя повышать голос, проявлять чрезмерную требовательность, подчеркивать недостатки. Следует говорить мягко, но уверенно, использовать эмоциональную поддержку, высказывать одобрение, необходимо развивать общительность, стремление к активности, умение преодолевать трудности. Чаще проговаривайте положительные моменты, старайтесь отвлечь его от тревожных мыслей. Учите меланхолика делать самостоятельный выбор в привычных жизненных ситуациях (с какой игрушкой играть, с кем гулять, что надевать и есть и т. д.).
САНГВИНИК.
Это жизнерадостный, подвижный и легко увлекающийся новой игрой ребенок. Больше всего он любит смену впечатлений, редко доводит начатое дело до конца. Такой малыш легко привыкает к незнакомой обстановке, быстро заводит друзей, может быть инициатором разных детских забав. Он любознателен и умеет сдерживать свои эмоции. Легко учится, схватывая все на лету, хотя сангвиника больше интересует сам процесс, а не результат.
Положительные черты: Общительность, энергичность, быстрое приспосабливание к новым условиям, контактность.
Отрицательные черты: Несобранность, небрежность, непостоянство, распыленность интересов.
Как себя вести родителям?
Такому ребенку необходимо обеспечить доступ к разным видам деятельности, не загружать его неинтересной монотонной работой. Однако следует помочь ему сосредоточиться на выбранном занятии и довести дело до конца, опираясь на такое важное качество сангвиника, как целеустремленность. При этом с такими детьми следует быть требовательными. Иначе, перебрав множество интересных дел, ребенок так ни в чем и не преуспеет. Желательно, чтобы все члены семьи придерживались единой стратегии воспитания. Не следует ограничивать живость и активность ребенка, нужно учить его внимательно относиться к сверстникам, считаться с мнением других, формировать устойчивые привязанности, интересы. Поддерживайте отношения ребенка с одним — двумя друзьями, иначе у него будет много приятелей и ни одного друга
Источники:
http://lisa.ru/moy-rebenok/deti/63693-aktivnaya-mama-i-medlitelnyy-malysh-raznie-temperamenty/
http://umelitsa.ru/deti/vospitanie/rebenok-melanxolik-kakovyi-osobennosti-ego-razvitiya-i-vospitaniya.html
http://nsportal.ru/detskiy-sad/materialy-dlya-roditeley/2019/02/08/raznyy-temperament-raznye-deti